Разговоры о важном. 20 ноября. 11 класс. «О взаимоотношениях в семье»

Поделиться:

Цели занятия:

  • формирование ценностного отношения школьников к семье;
  • осознание важности доверительных и уважительных взаимоотношений как основы семейного благополучия;
  • получение представлений о путях достижения взаимопонимания между представителями разных поколений семьи.

 

Формирующиеся ценности: крепкая семья.

 

Основные смыслы: семья – это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные многодетные семьи. Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины.

 

Продолжительность занятия: 30 минут

 

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.

 

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • комплект видеоматериалов.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, сегодня мы обсудим важную для нас всех тему – взаимоотношения в семье.

В прошлом учебному году, говоря о традиционных семейных ценностях, мы пришли к выводу, что семья – это наш фундамент, опора нашего существования, и что в широком смысле семья – это весь наш род, связь многих поколений. Мы говорили о важности знания истории своего рода, о составлении семейного древа и семейной летописи.

  • Расскажите, пожалуйста, у кого в семье есть такая летопись?
  • Какую информацию вы включили в семейную летопись?
  • До какого  поколения  составлено  ваше   семейное   древо?  Какое количество человек оно насчитывает?
  • Кто планирует начать изучать свой род, составлять семейное древо? Какую информацию вы планируете включить в семейную летопись?

Ответы обучающихся

Учитель. Чем больше семейное древо, тем больше родственных связей в нем присутствует, в русском языке каждая родственная связь имеет название – мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра, внук, правнук, теща, свёкр, шурин, золовка, невестка и т.д. Как вы думаете какое количество слов, описывающих родственные связи, существует в русском языке?

Ответы обучающихся

Учитель. Больше 30 слов! Задумывались ли вы, почему существует так много слов, обозначающих родственников?

Ответы обучающихся

Учитель. Верно. Этот факт означает, что сами по себе семейные связи, родственные связи всегда были очень значимыми в жизни людей. Люди всегда стремились поддерживать добрые отношения со всей родней, это считалось доброй традицией. В большой семье легче было и дом построить кому-то из родни, и помочь собрать урожай.

Как называется брат мужа (деверь) или сестра жены (свояченица)?

А кто такая золовка (сестра мужа)? А тесть (отец жены)? А свекровь (мать мужа)?

Ответы обучающихся

 

 

Учитель. А раньше существовали даже специальные слова для наименования «дядя по отцу» и «дядя по матери», и все члены семьи легко в них ориентировались.

Как вы думаете, ребята, а почему сейчас в большинстве люди плохо знают эти слова?

Ответы обучающихся

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Действительно, раньше люди жили большими семьями, поэтому для каждого родственника использовались специальные слова. Сейчас жизнь меняется, и уже нет необходимости людям встречаться, чтобы узнать новости, иногда семья оказывается разбросана по всей стране, и родственникам сложнее собраться вместе. Сегодня семьи значительно меньше, родственные связи не такие тесные, поэтому и очень многие названия родственников, к сожалению, уходят в историю.

 

Часть 2. Основная

Учитель.  Ребята,   поделитесь   своим   представлением,   что   для  вас означает семья?

Как вы думаете, зачем человеку нужна семья? Может ли человек жить в одиночестве?

Как изменится общество, если вдруг люди перестанут создавать семьи?

Ответы обучающихся, обсуждение

Учитель. Как вы думаете, существует ли связь между эмоциональным состоянием человека и наличием / отсутствием у него семьи?

Влияет ли семья на чувство защищенности, уверенности в себе?

Можно ли научиться любить, заботиться, нести ответственность за других, не имея семьи?

Каким еще важным качествам и навыкам невозможно научиться вне семьи?

Ответы обучающихся

Учитель. Зависит ли продолжительность жизни человека от наличия / отсутствия у него семьи? Как думаете?

Ответы обучающихся, обсуждение

Подсказка для учителя: действительно, есть статистика, утверждающая, что продолжительность жизни одиноких людей меньше, чем у семейных. Кроме того, исследование жизни долгожителей показало, что

 

они, как правило, живут в больших семьях и понятия одиночества для них не существует.

Учитель. Интересно ваше мнение: как вы думаете, где рождается больше талантливых и знаменитых людей – в многодетных семьях или там, где один, максимум, два ребенка? Как вы считаете, почему?

Ответы обучающихся, обсуждение

Подсказка для учителя: Дмитрий Менделеев был семнадцатым ребенком в семье, Константин Циолковский — одиннадцатым, писатель Теодор Драйзер — двенадцатым, хирург Николай Пирогов — тринадцатым, композитор Эдвард Григ был четвертым, биолог Илья Мечников, академик Мстислав Келдыш, писательница Эмили Бронте — пятыми, актер и певец Адриано Челентано, композитор Иоганн Себастьян Бах, святитель Московский Макарий, писатель Марк Твен — шестыми детьми в семье, а старец Паисий Святогорец был десятым ребенком. Поэты Николай Алексеевич Некрасов, Анна Андреевна Ахматова, писатель Антон Павлович Чехов были третьими детьми в семье.

Учитель. Хорошо, когда в семье каждому тепло и уютно, когда хочется бежать домой, чтобы поделиться с близкими, как прошел день. Попробуем вывести формулу счастливой семьи?

Выполнение группового задания «Формула счастливой семьи»

Учитель делит класс на 4 группы и предлагает обучающимся описать или изобразить формулу счастливой семьи, важно чтобы она включала не менее 5 базовых ценностей или характеристик.

Далее представитель каждой группы защищает представляемые характеристики.

На основе совпавших для всех 4 групп характеристик, выводится общая

«формула счастливой семьи».

Методический комментарий: при обсуждении важно акцентировать внимание обучающихся на таких характеристиках, как любовь, уважение, забота, поддержка, дружба, взаимовыручка, верность, совместный досуг, связь поколений, семейные традиции.

Учитель. О формуле своего семейного счастья сегодня нам расскажет семья Стриженовых. Екатерина Стриженова, актриса, телеведущая, и Александр Стриженов, актер, режиссер, их семейный стаж насчитывает более 35 лет.

Демонстрация видеообращения федеральных спикеров

 

 

Учитель. На примере семьи Стриженовых мы с вами убедились, что взаимоотношения в семье – это фундамент, на котором она держится. Если в семье царит любовь, уважение, взаимопомощь, то все в ней счастливы, а если в семье каждый сам по себе, думает только о своих интересах и т.д., то в такой семье ссоры и разногласия частое явление.

Учитель. А как вы считаете, если семья крепкая, дружная, случаются ли в ней конфликты? Возможно ли, чтобы между членами семьи никогда не возникало сложных и конфликтных ситуаций? Аргументируйте свой ответ.

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель. Действительно, без конфликтов и противоречий не обойтись, но важно учиться выстраивать отношения, уметь решать конфликты и ни в коем случае не накапливать обид друг на друга.

Находить положительные выходы из противоречивых ситуаций – это целая наука, называется она конфликтология, и за одно занятие невозможно узнать все логические принципы и подходы к разрешению конфликтов, но некоторые из них мы рассмотрим.

Если рассматривать конфликт как противоречие интересов участников взаимодействия, то можно выделить три модели его решения: силовая (учитываются интересы только одного участника), компромиссная (каждый участник жертвует частью своих интересов) и интегральная (интересы всех участников учитываются в полном объеме) – на экран выводится слайд с описанием моделей решения конфликта.

Разберем их на примере следующей ситуации: семейная пара планирует выходной, оба хотели бы выехать на природу. только муж настаивает на выезде в 5 утра, чтобы успеть на утренний клев (он любитель именно утренней рыбалки), а жена совсем не разделяет увлечение рыбалкой, и, кроме того, хотела бы выспаться после рабочей недели, поэтому настаивает на выезде не раньше 12 часов.

Учитель. Итак, при использовании силовой модели решения ситуации один из членов семьи настоит на своих интересах. Либо семейная пара поедет в 5 утра (тогда не выспится жена), либо в 12 дня (тогда муж пропустит утренний клев).

Ребята, как вы думаете, как будет сказываться на дальнейших взаимоотношениях в семье использование силовой модели решения конфликта? Эффективен ли этот способ?

 

Ответы обучающихся, обмен мнениями

Учитель. Теперь рассмотрим, компромиссный вариант решения ситуации: и муж и жена должны пожертвовать частью своих интересов. Какие могут быть варианты?

Ответы обучающихся, обмен мнениями (например, в эти выходные ранний выезд, а в следующие – без утренней рыбалки; едем в 5 утра, но жена не участвует в чистке и приготовлении улова, она в это время будет спать; едем в обед, а муж рыбачит вечером (хотя любит утром)).

Учитель. Ребята, как вы считаете, такой способ решения ситуации более эффективен по сравнению с предыдущим?

Ответы обучающихся, обмен мнениями

Учитель. Действительно, умение находить компромисс – залог хороших, уважительных отношений, но, как отмечают ученые, поскольку участникам взаимодействия все равно приходится жертвовать частью своих интересов, то это может сказываться на общем эмоциональном состоянии семьи. Поэтому рекомендуется искать варианты решения ситуации в рамках интегральной модели, когда интересы членов семьи учитываются полностью.

Попробуйте найти такое решение, кто может предложить варианты?

Ответы обучающихся, обмен мнениями (едут на природу с вечера пятницы, пока муж утром будет рыбачить, жена прекрасно выспится на свежем воздухе и потом с удовольствием поможет ему почистить и приготовить улов)

 

Часть 3. Заключение

Учитель. Ребята, хочу обратить ваше внимание на интересный факт – крепкие взаимоотношения в семье во многом зависят от наличия семейных традиций, особенно тех, которые передаются из поколения в поколения.

Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся

Учитель. Подумайте, какие традиции вы хотели бы установить в своей семье? Я подскажу, например каждую субботу вставать пораньше и печь блины для всей семьи. Или такая: семья пишет на небольших листочках идеи того, что они хотели бы сделать в выходные. Каждую субботу достается одна бумажка с идеей, которую нужно непременно реализовать. Может быть, такая: раз в неделю (или чаще) ужин, когда все члены семьи отключают телефоны?

 

Подумайте сами и давайте обсудим.

Ответы обучающихся, обсуждение

Учитель. Верно, ребята! Любая добрая традиция объединяет дружную семью, а если традиция передается из поколения в поколение, то такая семья пишет свою историю для будущих потомков.

Учитель. Наше сегодняшнее занятие проходит в преддверии одного из праздников, относящихся к семье. Можете вспомнить, чей день мы празднуем в конце ноября?

Ответы обучающихся

Учитель. Правильно, ребята, это День матери. В 2023 году он пройдет 26 ноября, так как этот праздник в России отмечают в последнее воскресенье этого месяца.

Праздник ведет отсчет с 1998 года, когда Президент Российской Федерации подписал указ об учреждении праздника, целью которого стало напоминание о важной роли матери в жизни каждого человека.

Как вы думаете, какой подарок для мамы будет самым ценным и желанным в это день?

Ответы обучающихся

Учитель. Завершая наше занятие, хочу вам напомнить, что многие

«Разговоры о важном», включая и наш сегодняшний разговор, так или иначе касались семьи, семейных традиций, семейных ценностей. Это неслучайно. Семья, близкие люди поддерживают нас и любят безусловно. Поэтому не скупитесь на любовь, на добрые поступки, на внимание и чаще проводите время вместе.

В том числе, если есть возможность, вместе со своей семьей вы можете сходить на выставку-форум «Россия», которая открылась 4 ноября на ВДНХ в Москве. В Дни регионов каждый субъект Российской Федерации презентует свои достижения в различных сферах, демонстрирует выступления творческих коллективов и свои гастрономические особенности. На это интересно посмотреть всей семьей!

Методический комментарий: учитель может подобрать на сайте выставки-форума «Россия» (https://russia.ru/about) конкретные мероприятия, связанные со своим регионом, и рассказать о них обучающимся, а также при возможности запланировать посещение Выставки всем классом.

 

ПОСТРАЗГОВОР

  • Организация фотовыставки в школе или классе «Детство взрослых» /

«Детство моих родителей».

  • Создание силами класса «Музея забытых вещей» об артефактах, находившихся на пике популярности в годы детства мам и пап нынешних школьников.
  • Создание рекламной киноафиши «Это стоит посмотреть!» о кинофильмах и мультфильмах, которыми увлекались в детстве родители школьников.