Разговоры о важном. 20 ноября. 9 класс. «О взаимоотношениях в семье»

Поделиться:

Видеоролик «Тарелки» Смотреть

Цели занятия:

  • формирование ценностного отношения школьников к семье;
  • осознание важности доверительных и уважительных взаимоотношений как основы семейного благополучия;
  • получение представлений о путях достижения взаимопонимания между представителями разных поколений семьи.

 

Формирующиеся ценности: крепкая семья.

 

Основные смыслы: семья – это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные многодетные семьи. Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины.

 

Продолжительность занятия: 30 минут

 

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.

 

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • комплект видеоматериалов.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, сегодня мы обсудим важную для нас всех тему – взаимоотношения в семье.

В прошлом учебному году, говоря о традиционных семейных ценностях, мы пришли к выводу, что семья – это наш фундамент, опора нашего существования, и что в широком смысле семья – это весь наш род, связь многих поколений. Мы говорили о важности знания истории своего рода, о составлении семейного древа и семейной летописи.

  • Расскажите, пожалуйста, у кого в семье есть такая летопись?
  • Какую информацию вы включили в семейную летопись?
  • До какого  поколения  составлено   ваше   семейное   древо?  Какое количество человек оно насчитывает?
  • Кто планирует начать изучать свой род, составлять семейное древо? Какую информацию вы планируете включить в семейную летопись?

Ответы обучающихся

Учитель. Чем больше семейное древо, тем больше родственных связей в нем присутствует. В русском языке каждая родственная связь имеет название – мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра, внук, правнук, теща, свёкр, шурин, золовка, невестка и т.д. Как вы думаете какое количество слов, описывающих родственные связи, существует в русском языке?

Ответы обучающихся

Учитель. Больше 30 слов! Задумывались ли вы, почему существует так много слов, обозначающих родственников?

Ответы обучающихся

Учитель. Верно. Этот факт означает, что сами по себе семейные связи, родственные связи всегда были очень значимыми в жизни людей. Люди всегда стремились поддерживать добрые отношения со всей родней, это считалось доброй традицией.

А насколько хорошо вы ориентируетесь в родственных связях? Кто знает, кто такой, например, шурин (брат жены)?

Как называется брат мужа (деверь) или сестра жены (свояченица)?

А кто такая золовка (сестра мужа)? А тесть (отец жены)? А свекровь (мать мужа)?

 

Ответы обучающихся

Учитель. А раньше существовали даже специальные слова для наименования «дядя по отцу» и «дядя по матери», и все члены семьи легко в них ориентировались.

Сейчас наш словарный запас родственных связей, как правило, ограничивается самым ближним кругом – родители, бабушки-дедушки, дяди и тети. Почему так происходит, как вы думаете?

Ответы обучающихся

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Действительно, раньше люди жили большими семьями, поэтому для каждого родственника использовались специальные слова. Сегодня семьи значительно меньше, родственные связи не такие тесные, поэтому и очень многие названия родственников, к сожалению, уходят в историю.

Ответы обучающихся

Часть 2. Основная

Учитель.  Ребята,   поделитесь   своим   представлением,   что   для  вас означает семья?

Как вы думаете, зачем человеку нужна семья?

Ответы обучающихся, обсуждение

Учитель. Как вы думаете, существует ли связь между эмоциональным состоянием человека и наличием / отсутствием у него семьи?

Влияет ли семья на чувство защищенности, уверенности в себе?

Можно ли научиться любить, заботиться, нести ответственность за других, не имея семьи?

Ответы обучающихся

Учитель. Зависит ли продолжительность жизни человека от наличия / отсутствия у него семьи? Как думаете?

Ответы обучающихся, обсуждение

Подсказка для учителя: действительно, есть статистика, утверждающая, что продолжительность жизни одиноких людей меньше, чем у семейных. Кроме того, исследование жизни долгожителей показало, что они, как правило, живут в больших семьях и понятия одиночества для них не существует.

Учитель. Интересно ваше мнение: как вы думаете, где рождается больше талантливых и знаменитых людей – в многодетных семьях или там, где один, максимум два ребенка? Как вы считаете, почему?

 

Ответы обучающихся, обсуждение

Подсказка для учителя: Дмитрий Менделеев был семнадцатым ребенком в семье, Константин Циолковский — одиннадцатым, писатель Теодор Драйзер — двенадцатым, хирург Николай Пирогов — тринадцатым, композитор Эдвард Григ был четвертым, биолог Илья Мечников, академик Мстислав Келдыш, писательница Эмили Бронте — пятыми, актер и певец Адриано Челентано, композитор Иоганн Себастьян Бах, святитель Московский Макарий, писатель Марк Твен — шестыми детьми в семье, а старец Паисий Святогорец был десятым ребенком. Поэты Николай Алексеевич Некрасов, Анна Андреевна Ахматова, писатель Антон Павлович Чехов были третьими детьми в семье.

Учитель. В семьях всякое бывает между родителями и детьми. В рамках темы взаимоотношения в коллективе мы с вами обсуждали, что даже в самом дружном коллективе могут возникать конфликты, непростые ситуации, это абсолютно естественно и нормально, главное уметь правильно их решать.

Давайте посмотрим сюжет, который может произойти в любой семье

Демонстрация видеоролика «Тарелки» (часть 1)

Учитель. Давайте предположим, что может произойти дальше? Какие из названных вами вариантов точно не могли бы произойти в семье, взаимоотношения в которой строятся на принципах любви, взаимопонимания, заботы?

Демонстрация продолжения видеоролика «Тарелки» (часть 2)

Учитель. Реакция мамы в данном сюжете говорит о том, что в этой семье существует правило – в любой непростой ситуации видеть положительные стороны, а еще всегда помнить о чувствах тех, кого любишь, и понимать, как твоя реакция, твои слова отразятся на эмоциональном состоянии другого члена семьи.

Всегда можно найти выход из сложной семейной ситуации. Главное, что поможет, — это искренняя забота о других, любовь и уважение всех членов семьи друг к другу.

Попробуем же вывести формулу счастливой семьи!

Выполнение группового задания «Формула счастливой семьи»

Учитель делит класс на 4 группы и предлагает обучающимся описать или изобразить формулу счастливой семьи, важно чтобы она включала не менее 5 базовых ценностей или характеристик.

 

Далее   представитель  каждой  группы   защищает   представляемые характеристики.

На основе совпавших для всех 4 групп характеристик, выводится общая

«формула счастливой семьи».

Методический комментарий: при обсуждении важно акцентировать внимание обучающихся на таких характеристиках, как любовь, уважение, забота, поддержка, дружба, взаимовыручка, верность, совместный досуг, связь поколений, семейные традиции.

Учитель. О формуле своего семейного счастья сегодня нам расскажет семья Стриженовых. Екатерина Стриженова, актриса, телеведущая, и Александр Стриженов, актер, режиссер, их семейный стаж насчитывает более 35 лет.

Демонстрация видеообращения федеральных спикеров

Учитель. На примере семьи Стриженовых мы с вами убедились, что взаимоотношения в семье – это фундамент, на котором она держится.

Учитель. А как вы считаете, если семья крепкая, дружная, случаются ли в ней конфликты? Возможно ли, чтобы между членами семьи никогда не возникало сложных и конфликтных ситуаций? Аргументируйте свой ответ.

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель. Действительно, без конфликтов и противоречий не обойтись, но важно учиться выстраивать отношения, уметь решать конфликты и ни в коем случае не накапливать обиды друг на друга.

 

Часть 3. Заключение.

 

Учитель. Ученые доказали, что крепкие взаимоотношения в семье во многом зависят от наличия семейных традиций, особенно тех, которые передаются из поколения в поколения.

Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся

 

Учитель. Подумайте, какие традиции вы хотели бы установить в своей семье? Я подскажу, например каждую субботу вставать пораньше и печь блины для всей семьи. Или такая: семья пишет на небольших листочках идеи того, что они хотели бы сделать в выходные. Каждую субботу достается одна бумажка с идеей, которую нужно непременно реализовать. Может быть, такая: раз в неделю (или чаще) ужин, когда все члены семьи отключают телефоны?

Подумайте сами и давайте обсудим.

Ответы обучающихся, обсуждение

Учитель. Верно, ребята! Любая добрая традиция объединяет дружную семью, а если традиция передается из поколения в поколение, так семья пишет свою историю для будущих потомков.

Учитель. Наше сегодняшнее занятие проходит в преддверии одного из праздников, относящихся к семье. Можете вспомнить, чей день мы празднуем в конце ноября?

Ответы обучающихся

Учитель. Верно, ребята, это День матери. В 2023 году он пройдет 26 ноября, так как этот праздник в России отмечают в последнее воскресенье этого месяца.

Праздник ведет отсчет с 1998 года, когда Президент Российской Федерации подписал указ об учреждении праздника, целью которого стало напоминание о важной роли матери в жизни каждого человека.

Как вы думаете, какой подарок для мамы будет самым ценным и желанным в это день?

Ответы обучающихся

Учитель. Завершая наше занятие, хочу вам напомнить, что многие

«Разговоры о важном», включая и наш сегодняшний разговор, так или иначе касались семьи, семейных традиций, семейных ценностей. Это неслучайно. Семья, близкие люди поддерживают нас и любят безусловно. Поэтому не скупитесь на любовь, на добрые поступки, на внимание и чаще проводите время вместе.

 

В том числе, если есть возможность, вместе со своей семье вы можете сходить на выставку-форум «Россия», которая открылась 4 ноября на ВДНХ в Москве. В Дни регионов каждый субъект Российской Федерации презентует свои достижения в различных сферах, демонстрирует выступления творческих коллективов и свои гастрономические особенности. На это интересно посмотреть всей семьей!

Методический комментарий: учитель может подобрать на сайте выставки-форума «Россия» (https://russia.ru/about) конкретные мероприятия, связанные со своим регионом, и рассказать о них обучающимся, а также при возможности запланировать посещение Выставки всем классом.

 

ПОСТРАЗГОВОР

  • Организация фотовыставки в школе или классе «Детство взрослых» /

«Детство моих родителей».

  • Создание силами класса «Музея забытых вещей» об артефактах, находившихся на пике популярности в годы детства мам и пап нынешних школьников.
  • Создание рекламной киноафиши «Это стоит посмотреть!» о кинофильмах и мультфильмах, которыми увлекались в детстве родители школьников.