Разговоры о важном. 4 декабря. 10 класс. «Мы вместе»

Поделиться:

Видео «Обращение Председателя Совета Ассоциации волонтерских центров России А.П. Метелева» Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10-11 классов по теме:

«МЫ ВМЕСТЕ»

 

Цели занятия:

  • формирование представления о жизни   как,   в   том                   числе, о возможности проявить себя в различных видах волонтерской деятельности;
  • воспитание нравственных качеств личности (доброта, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь).

 

Формирующиеся ценности: милосердие, социальное служение.

 

Основные смыслы. Добровольчество (волонтерство) имеет в нашей стране давние традиции, основанные на ценностях милосердия и социального служения. В наши дни волонтёрские инициативы получили поддержку государства, добровольческое движение стало масштабным и повсеместным. Волонтерство выступает формой реализации взаимопомощи и нормой жизни современного российского общества.

Участие в добровольческом (волонтёрском) движении даёт детям возможность реализовать себя в различных сферах, совершенствовать коммуникативные и развивать профессиональные навыки.

 

Партнер занятия: Ассоциация волонтерских центров.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и интерактивных элементов.

 

Комплект материалов:

сценарий,

методические рекомендации, видеоматериалы.

 

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная.

 

Учитель. Перед вами перечень из 10 принципов поведения людей одного большого российского сообщества. Как полагаете, о сообществе каких людей идет речь?

Демонстрация презентации

Добровольность, сознательность, безвозмездность, этичность, помощь и взаимовыручка,

солидарность, личная ответственность за результат, дисциплина, культура речи, культура поведения

Ответы обучающихся, обсуждение

Учитель. Вы правы. Речь о сообществе волонтеров. Сегодня уже с уверенностью можно сказать, что это более чем 21-миллионное сообщество людей всех возрастов – школьников, студентов, взрослых людей, в том числе и пенсионеров. По каким принципам вы догадались, что речь о волонтерах?

Ответы обучающихся, обсуждение

Учитель. Наше занятие называется МЫ ВМЕСТЕ – как, вы думаете, почему выбрано такое название? Как оно отражает исконно русские традиции добровольчества, взаимопомощи и милосердия?

Ответы обучающихся

 

Учитель. Как традиции взаимопомощи, готовности всем объединиться продолжаются и сейчас? Приведите примеры.

Ответы обучающихся (например, работа волонтёров в ковид, помощь в зоне СВО и т.д.)

Учитель. А какие, на ваш взгляд, мотивы у человека, который свое свободное время – часы или дни – посвящает волонтерству? Что объединяет людей, занимающихся волонтерской деятельность?

Ответы обучающихся

Учитель. Вы правы, ребята. Помогать другим – естественное желание человека. Вспомните, как называется это качество?

Ответы обучающихся (альтруизм)

 

Учитель. Ребята, сегодня в нашем разговоре о важном принимают участие финалисты премии #МЫВМЕСТЕ, которая вручается лучшим волонтерам страны, внесшим значительный вклад в развитие добровольческой деятельности. Идея премии появилась из одноименной акции взаимопомощи и наследия Всероссийского конкурса «Доброволец России», который проводится в стране уже десять лет.

А как вы считаете, почему такая премия была учреждена? Важны ли для волонтёров награды и признание, поддержка государства? Нужно ли рассказывать о добрых делах и поступках, о своей волонтерской деятельности?

Ответы обучающихся, обсуждение

Учитель. Безусловно, в основе волонтёрской деятельности лежит искреннее и осознанное желание помогать, делать что-то для общего блага, не ожидая чего-то взамен.

Премия #МЫВМЕСТЕ — это одно из проявлений поддержки и признания со стороны государства деятельности, направленной на помощь людям и на улучшение качества жизни в России.

Благодаря государственной поддержке волонтёрских инициатив российское добровольческое движение с каждым годом развивается и становится более масштабным.

Демонстрация видеоролика «Говорим о важном с финалистами премии #МЫВМЕСТЕ»

Учитель. Мы сейчас увидели и услышали людей, в чьей жизни волонтерство занимает значимое место.

Как вы думаете, что побуждает людей разных возрастов, национальностей, профессии, увлечений стать волонтерами?

Ответы обучающихся, обсуждение

Учитель. Действительно, взаимопомощь, взаимоподдержка, альтруизм, желание сделать мир лучше – это ценность, объединяющая людей, занимающихся волонтерской деятельность

Учитель. На прошлом занятии мы с вами подробно познакомились с выставкой-форумом «Россия», в рамках которой в преддверии международного дня добровольца пройдет церемония вручения премии «МыВместе». А также участники «Движения Первых» и все волонтеры страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает ребятам обсудить конкретные дела, которые можно сделать в рамках акции «Миллион добрых дел», в том числе и присоединиться к школьным/районным/городским добровольческим проектам.

 

Часть 2. Основная.

Учитель. Когда мы говорим о помощи, то первым делом вспоминаются медики, а если обратиться к истокам добровольческой деятельности в нашей стране, то нельзя не вспомнить самоотверженность русских сестер милосердия, спасавших во время войн жизни наших солдат. Среди имен, навсегда вошедших в историю страны, сестры милосердия – Дарья Севастопольская, Екатерина Бакунина, Юлия Вревская.

 

Дополнительно педагог может обратиться к Пантеону Героев и познакомить обучающихся с Дарьей Севастопольской, с ее деятельностью, направленной на служение людям и Отечеству (см. дополнительные материалы)

 

Учитель. Милосердие, сострадание, активная помощь нуждающимся, служение людям – качества, без которых невозможно представить сестер милосердия прошлых лет и волонтеров-медиков сегодняшнего времени.

 

Учитель. Ребята, как вы себе представляете деятельность волонтёров- медиков, чем они занимаются? Каждый ли может проявить себя в этом направлении добровольчества? Требуется ли волонтёрам медикам специальное образование?

Ответы обучающихся

 

Учитель. Действительно, волонтером-медиком стать не просто. Но есть проекты, в которых можно себя попробовать уже сейчас. «Движение Первых» запустило всероссийский проект — «Первая помощь», в рамках которого в школах и колледжах проходят мастер-классы по оказанию первой медицинской помощи.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Как вы считаете, важно ли всем знать правила оказания первой помощи? Или первая медицинская помощь – это дело профессионалов, а неспециалист может только навредить?

Ответы обучающихся

Комментарий для учителя: необходимо обратить внимание обучающихся на то, насколько порой важно для человека оказаться рядом с тем, кто может ему помочь. Поэтому правила оказания первой помощи обязательно знать всем людям.

Учитель. Знаете ли вы, что у медиков в обиходе очень яркие образы: они говорят о пяти «бриллиантовых» и десяти «платиновых» минутах, а еще о

«золотом часе». Что они имеют в виду?

Ответы обучающихся

Справка для педагога: в международной медицинской практике есть общепринятые понятия «золотого часа» и «платиновых» 10 минут. Бригады скорой медицинской помощи, оказывая помощь пострадавшим в авариях, почти всегда укладываются в это время. Но есть и так называемые «бриллиантовые» 5 минут, когда первая помощь наиболее эффективна. Например, при остановке дыхания или массивном наружном кровотечении. Оказывается, что, если ребенку уже исполнилось 10 лет и более, его сил уже должно хватить, чтобы провести эффективные действие по восстановлению дыхания.

Учитель. А еще навыки оказания медицинской помощи могут пригодиться еще в одно направлении волонтерской деятельности – поисково- спасательных отрядах.

В прошлом году мы с вами знакомились с деятельностью поисково- спасательного отряда «Лиза Алерт», благодаря работе которого было найдено более 160 тысяч человек. В поисково-спасательных мероприятиях в качестве добровольцев могут принимать участие только совершеннолетние граждане. Но и школьники тоже могут помогать в поиске пропавших людей. Как вы думаете, каким образом?

Ответы обучающихся (расклеивание ориентировок пропавших людей, распространение ориентировок по социальным сетям)

Учитель. Ребята, а что такое событийное волонтерство? Где и как в нем можно принять участие?

Ответы обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Этот вид волонтерства позволяет быть в центре важных событий – крупных выставок, концертов, других мероприятий, которые проводятся для большого числа людей.

Одно из таких масштабных событий проходит сейчас в Москве – это выставка-форум «Россия», она проводится на территории ВДНХ с 4 ноября 2023 года по 12 апреля 2024 года. К проведению выставки-форума привлечено более 5 000 волонтеров, это люди, которым уже исполнилось 18 лет. Они помогают посетителям в поиске объектов на территории выставки, предоставляют информацию.

Вспомните другие крупные события, которые проходили в нашей стране

и где участвовали волонтеры?

Ответы обучающихся (Универсиада в Казани, в организации этого события участвовало 20 000 человек из 40 стран мира, Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу)

 

Учитель. А в чем вам самим может помочь участие в таком виде волонтерской деятельности?

Ответы обучающихся (развитие навыков коммуникации, знакомство с людьми, саморазвитие, взаимопомощь)

Учитель. Для тех, кто склонен к наблюдениям и исследованиям, тоже

есть особый вид волонтерства. Предположите, какой?

Ответы обучающихся

Учитель. Оказывается, есть научное волонтерство. Научное волонтерство — это исследовательская деятельность, которую на безвозмездной основе осуществляют люди без профессиональных знаний вместе с учеными или под их руководством. Волонтеры науки собирают данные, фотографируют растения и животных в естественной среде обитания, ищут информацию о культурных памятниках и т.п.. Ученым часто бывает нужна помощь и с обработкой данных: научные волонтеры после инструктажа могут анализировать биоинформатические данные или заниматься их оцифровкой.

Учитель. Попробовать заняться научным волонтерством можно прямо сейчас. До 11 декабря идет регистрация для участия в проекте «Волонтеры науки». И вы можете провести собственное небольшое исследование, даже не обладая для этого специальными навыками.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Какие бы темы для небольших исследований предложили вы

для проекта «Волонтеры науки»?

Ответы обучающихся

 

Учитель. Слово «экология» в последние годы встречается все чаще. И вы говорите об этом, обсуждая темы перспективных исследований. Наверное, это потому, что проблем, связанных с сохранением нашей планеты все больше. Не очень много людей понимает, зачем мыть бутылки из-под кефира и чем плохи одноразовые стаканчики для воды. Не все идут в магазин с сумкой-шоппером и сортируют мусор. Природе нужна забота людей — волонтеров. Назовите, работу, которую, прежде всего, выполняют эко-волонтеры.

Ответы обучающихся: посадка деревьев, озеленение пустырей и неухоженных территорий, строительство экотроп – маршрутов, проходящих через экологические системы и памятники природы, уборка мусора и организация акций по его уборке, расчистка водоёмов, организация экомероприятий, установка контейнеров для крышек и батареек, изготовление социальной рекламы о замене пластиковой посуды и т.д.

Учитель. Заниматься эковолонтерством можно в хорошей компании! Недавно «Движение Первых» запустило второй сезон Всероссийского проекта «На связи с природой». У нашего класса есть шанс стать частью этого проекта

Обсуждение возможности участия обучающихся в проекте

Справочно для учителя: прием заявок с 14 сентября по 30 апреля, принять в нем участие могут школьники от 6 до 17 лет, а также педагоги. Работать предстоит в командах — от 5 до 15 человек под руководством ментора

https://xn--d1axz.xn--p1ai/competition/3455

Учитель. В последние годы, наравне с уже привычными, появились новые направления волонтерства. Например, онлайн-волонтерство. Это уже полностью дистанционное направление. Как вы полагаете, какие преимущества у этого типа волонтерства, чем могут заниматься такие волонтеры?

Ответы обучающихся: онлайн-волонтерами могут быть люди с ограниченными возможностями здоровья, люди, живущие далеко от места события. Онлайн-волонтеры помогают в создании сайтов, в переводе документов, в создании баз данных, в консультировании по разным вопросам и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Большую помощь онлайн-волонтеры оказывают пожилым людям. Зачастую им не хватает общения, и восполнить этот пробел может онлайн-волонтер. Такой волонтер, если у него есть соответствующее образование, может стать репетитором, проводить мастер-классы для детей. Можно начитывать тексты для аудиокниг или просто редактировать тексты или их иллюстрировать. Эта часть волонтерской деятельности быстро развивается.

Часть 3. Заключение.

Учитель. Волонтерство – реальный способ изменить мир к лучшему. Как вы думаете, ребята, а как волонтерство влияет на тех, кто им занимается? В чем помогает?

Ответы обучающихся

Учитель (подводя итоги обсуждения). Волонтерство может приносить огромное удовлетворение и ощущение насыщенной жизни, наполненной смыслом. Осознание, что вы делаете что-то полезное и помогаете другим, может поднять настроение, улучшить самооценку, привнести радость в вашу жизнь. Ваш пример может вдохновить других людей. Поэтому не стесняйтесь участвовать в волонтерской деятельности и делать мир лучше!

Учитель. Наше занятие заканчивается, но никогда не заканчиваются добрые дела. Будем творить добро все вместе!

 

В завершении занятия учитель напоминает обучающимся о крупнейшей платформе добрых дел — DOBRO.RU, с которой ребята знакомились в прошлом году, а также об образовательном ресурсе в сфере волонтёрской деятельности Добро.Университет (см. дополнительные материалы).

 

ПОСТРАЗГОВОР

Организация встречи с советником директора по воспитанию и/или с лидерами школьных/городскими/региональными волонтерских отрядов с целью знакомства с проектами добровольческой направленности и участия в них.

Участие в волонтерских проектах, обсуждение которых проводилось на занятии.

Организация информационного ресурса на уровне класса или школы, в котором перечисляются проекты, где принимают участие школьники.

Встреча          с          волонтерами  –          участниками  различных      проектов         или организаций.