ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме:
«МЫ ВМЕСТЕ»
Цель занятия: знакомство обучающихся с деятельностью волонтёров, расширение представлений младших школьников о Всероссийских акциях и проектах, социальной направленности, содействие приобретению опыта добровольческой деятельности, воспитание таких качеств, как доброта, отзывчивость, сопереживание, сострадание, милосердие и желание помогать другим.
Формирующиеся ценности: милосердие, социальное служение.
Основные смыслы: День добровольца (волонтёра) в России отмечается 5 декабря с 2017 года, но история самоотверженного труда тех, кто спешит на помощь всем, кто находится в сложной ситуации, имеет в нашей стране давние традиции, основанные на ценностях милосердия и социального служения. В наши дни волонтёрские инициативы получили поддержку государства, добровольческое движение стало масштабным и повсеместным. Волонтерство выступает формой реализации взаимопомощи и нормой жизни современного российского общества.
Участие в добровольческом (волонтёрском) движении даёт детям возможность реализовать себя в различных сферах, воспитывает ответственное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты. Личностные:
- проявлять интерес к волонтёрской деятельности;
- понимать значение социально полезной деятельности для окружающих;
- осознавать ценностный смысл благотворительности и волонтёрства.
Метапредметные:
- развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
- работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;
- принимать участие в коллективной деятельности, высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала и презентации, а также выполнение игрового задания.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоматериалы;
- игровое задание;
- презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Мотивационная беседа на основе работы с рисунками, позволяющими
подвести обучающихся к раскрытию понятий «добро», «добрые дела»,
«забота». Просмотр обращения федерального спикера.
Часть 2. Основная
Познавательная беседа на основе просмотра видео «Первые. День волонтёра», в котором раскрываются основные смыслы занятия, выполнение задания «Цветок доброты».
Часть 3. Заключительная
Обобщение материалов занятия, подведение его итогов.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о важной части нашей жизни. Рассмотрите рисунки, что делают ребята? Какие качества они проявляют? Как можно, одним словом, сказать о поступках детей?
Ответы обучающихся.
Учитель. Забота, доброта, помощь — именно это изображено на рисунках. В народе говорят: «Добрый человек придёт – словно свет принесёт», подходит ли эта пословица к рисункам? Объясните.
Ответы обучающихся.
Учитель. Свет всегда связан с теплотой и радостью, а доброта и помощь – это теплота и забота, которые один человек дарит другому.
5 декабря в нашей стране отмечается День добровольца (волонтёра). И сегодня наш разговор будет посвящен людям, которые своим ежедневным и, главное, бескорыстным трудом делают наш мир добрее и счастливее — волонтёрам.
Встречались ли в вашей жизни волонтёры? Приведите примеры.
Ответы обучающихся.
Учитель. Спикеры сегодняшнего нашего занятия – финалисты премии #МЫВМЕСТЕ, которая вручается лучшим волонтерам страны.
Премия #МЫВМЕСТЕ — это поддержка и признание со стороны государства деятельности, направленной на помощь людям и на улучшение качества жизни в России.
Демонстрация выступления федеральных спикеров.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали о волонтерах и их деятельности из видео?
Ответы обучающихся
Часть 2. Основная часть
Учитель. Многие знаменитые люди также занимаются волонтерской деятельностью. Например, Константин Юрьевич Хабенский — российский актер театра и кино, телевидения, народный артист Российской Федерации,
Чехова, который сам лично делает много добрых дел. Константин Хабенский открыл благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям и со своей командой старается делать всё, чтобы вернуть их к полноценной жизни.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему Хабенский, несмотря на его известность, высокую занятость и востребованность в профессии, много времени посвящает благотворительности и волонтёрству?
Ответы обучающихся.
Учитель. Давайте подумаем, что побуждает людей заниматься волонтёрской деятельностью. Посмотрим видео.
Демонстрация видео «Первые. День волонтёра».
Учитель. Что произошло с Антоном и его дедушкой?
Ответы обучающихся.
Учитель. Кто пришёл на помощь в поиске дедушки? Почему они пришли на помощь?
Ответы обучающихся.
Учитель. Кто же такие волонтёры? Что побуждает людей становиться волонтёрами?
Ответы обучающихся.
Учитель. Давайте попробуем описать людей, которых принято называть волонтёрами и выполним задание «Цветок доброты», заполнив каждый лепесток теми качествами, которыми обладают волонтёры.
Игровое задание «Цветок доброты» (выполняется фронтально или индивидуально/в парах)
Содержание задания: обучающимся необходимо собрать цветок (шаблон см. в дополнительных материалах), размещая на её лепестках важные качества для волонтёра.
Для выбора предлагаются варианты: заботливый, злой, ленивый, добрый, отзывчивый, активный, ответственный, трудолюбивый, бескорыстный.
После выполнения задания учитель предлагает детям послушать Гимн волонтёров России (1 куплет и припев).
В нашем мире огромном, В суете бесконечных дней, Мы хотим, чтобы люди Научились слышать людей Собираясь в дорогу,
Не спеша оглянулись вокруг Понимая, как много
Добрых глаз и надёжных рук.
Припев:
Пусть сотни искренних глаз Помогают верить
Пусть сотни наших сердец В трудный час согреют Пусть наши руки в пути Будут вам опорой
Ты хочешь с нами идти — Становись волонтёром.
Учитель. Ребята, какие строчки Гимна волонтеров вам особо запомнились?
Ответы обучающихся.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Как вы думаете, с какого возраста можно стать волонтёром?
Ответы обучающихся.
Комментарий для учителя.
Волонтером может стать любой желающий старше 8 лет. Для ребят в возрасте до 14 лет необходимо сопровождение официальных представителей, для подростков старше 14 лет — разрешение от родителей.
Учитель. Стать волонтёром можно в любом возрасте, это прекрасная возможность найти новых друзей и единомышленников. Нас всех объединяют общие дела и заботы. Направлений волонтёрства много: это и помощь животным, мы с вами видели в видео проект «Лапа помощи», и помощь пожилым людям, и забота о природе.
Это только некоторые направления волонтёрства, в дальнейшем мы с вами будем знакомимся и с другими. Вы сможете о них рассказать родителям и обсудить, как вместе принять участие в волонтерских проектах.
Какие добрые дела вы могли бы делать уже сейчас? Приведите примеры.
Ответы обучающихся.
Дополнительно педагог обращает внимание обучающихся на деятельность волонтёрских отрядов в образовательной организации, коротко рассказывает о том, какие проекты они реализуют.
Учитель. Мне кажется, что сегодня мы убедились, что на добро всегда есть время, ведь волонтёрство начинается с малого, добрые дела можно делать уже сейчас: заботиться о родных и близких, сажать деревья, помогать пожилым людям, навещать животных в приютах. Чем больше добрых дел мы совершаем, тем больше добра становится в мире и вокруг нас! Будем творить добро вместе!