Разговоры о важном 5 класс 15 января 2024 года «Налоговая грамотность»

Поделиться:

Рабочие листы Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«Налоговая грамотность»

 

Цель занятия:

  • формирование представления о влиянии налогов на качество жизни каждого гражданина государства;
  • формирование ценностного отношения к конституционной обязанности гражданина – уплате налогов.

 

Формирующиеся ценности: гражданственность.

 

Основные смыслы: платя налоги, гражданин страны вносит вклад в благополучие государства и общества, личного благосостояния. Общим трудом мы создаем государство и хотим его сохранять и развивать, поэтому необходимо бережно относиться к тому, что нас окружает.

 

Партнер занятия: Федеральная налоговая служба.

 

Планируемые результаты Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа с выполнением заданий по группам. Занятие предполагает использование видеоматериалов, игровых элементов.

 

Комплект материалов:

  • презентация;
  • методические материалы;
  • комплект видеоматериалов;
  • сценарий;
  • комплект дополнительных материалов;
  • комплект интерактивных материалов;
  • комплект QR-кодов.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

 

Слайд 1

 

Учитель: Здравствуйте, друзья! Перед тем, как начать наше занятие, нужно убедиться, что мы разделились на команды.

 

Слайд 2

 

Учитель: Отлично, спасибо! Итак, вижу, что мы готовы начинать! Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. С помощью ребуса попробуйте отгадать, о чем нам с вами сегодня предстоит поговорить. У вас есть 15 секунд.

Засекается время: 15 секунд. Ответы детей по командам.

 

Учитель: Верно! Речь действительно пойдет о налогах. А кто знает, что это такое?

Ответы детей.

 

Слайд 3

 

Учитель: Отлично, ребята! Если собрать все в одно определение, то получится, что налоги — это установленные законом обязательные платежи, которые должны вносить в бюджет граждане и организации. Сегодня нам предстоит понять, зачем же нужны налоги.

 

Слайд 4

 

Учитель: Итак, сейчас я попрошу вас посмотреть на картинки на слайде. Посовещайтесь в командах и решите, есть ли что-то общее у всех этих объектов? Все ли жители города/поселения/района могут этим пользоваться?

 

У вас есть 30 секунд, чтобы посовещаться и дать ответ.

Засекается время: 30 секунд.

 

Учитель: Итак, ребята, время истекло.

Примерные ответы детей по командам: все объекты выглядят ухоженно, все объекты предназначены для всех жителей города/страны, они общие.

 

 

 

 

 

 

Учитель: Все эти объекты находятся в общем пользовании, любой человек может ими воспользоваться. Для того чтобы создать и поддерживать эти объекты, нужны деньги. Как вы думаете, откуда они берутся?

Ответы детей.

 

Слайд 5

 

Учитель: В этом нам поможет разобраться руководитель Федеральной налоговой службы Егоров Даниил Вячеславович. Послушаем его выступление.

 

Демонстрация выступления федерального спикера.

 

Часть 2. Основная

 

Слайд 6

 

Учитель: А мы продолжаем с вами погружаться в тему. Чтобы нам было проще, к нам присоединятся герои сегодняшнего занятия — Альбина, которую ребята называют Алей; Дима Фунтов или просто Фунт и Денис. Его обычно зовут Дэном. Эти ребята дружат с первого класса! Аля увлекается фото- и видеосъемкой, Дэн интересуется киберспортом, а Фунт мечтает стать индивидуальным предпринимателем и открыть свой магазин игрушек. Их мечты, связанные с будущим, так или иначе связаны и с налогами. Поэтому эта тема их очень заинтересовала.

 

Слайд 7

 

Учитель: Давайте выясним, что еще мы с вами получаем благодаря налогам. Для этого нужно понять, что означает каждая картинка. Первой команде нужно расшифровать зеленые значки, второй — голубые, а третьей — белые. Напишите ваши варианты на листочках, чтобы потом их озвучить. На это у вас есть 2 минуты. Время                                                                                                        пошло.

Засекается время: 2 минуты.

 

Учитель:  Ребята,  время  истекло.  Прошу  зачитать  ваши  варианты.

Команды дают ответы.

 

Слайд 8

 

Учитель: Давайте посмотрим один сюжет. Он поможет нам разобраться, почему важно отвественно относиться к уплате налогов.

 

 

 

 

 

 

 

Необходимость просмотра определяет сам учитель.

Описание сюжета: Саша и Полина вместе с одноклассниками готовят презентацию по теме «Налоги». Ребята проголодались, и Полина предложила заказать пиццу. Саша посчитал, что если все скинутся по 30 рублей, то можно будет заказать большую порцию. Но у кого-то из ребят не было такой суммы, а кто-то не захотел скидываться вовсе. В итоге заказали ту пиццу, на которую хватило собранных денег. Когда ее поделили на всех, то кусочки оказались совсем маленькими. Дома за ужином ребята рассказали историю про пиццу, а папа заметил: «Интересно, что все это произошло как раз, когда вы обсуждали налоги. Точная иллюстрация получилась!».

 

Учитель: Как эта ситуация, которая произошла с ребятами, иллюстрирует роль налогов в нашей жизни?

Ответы обучающихся

 

Слайд 9

 

Учитель: Когда мы уплачиваем налоги, мы вносим вклад в развитие государства. По сути, все общественные блага (уборка улиц, парки, библиотеки, больницы, школы, площадки и пр.), которыми мы все с вами пользуемся, созданы благодаря ответственной уплате налогов.

 

Слайд 10

 

Учитель: На самом деле, ни одно государство за все существование человечества не обходилось без налогов.

Здесь можно включить небольшое видео «История налогов». Необходимость просмотра определяет сам учитель.

 

Слайд 11

 

Учитель: Налоги имеют очень долгую историю. Государство и налоги разделить невозможно. Древнейшими налоговыми сборами в современном понимании можно считать налоги на землю и скот. Владельцы земли и скота отдавали часть своего урожая и стада в пользу властей.

 

Учитель: Перед тем, как отдать налог, нужно сначала что-то получить. Как вы думаете, с чего уплачиваются налоги?

Засекается время.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

Учитель: Абсолютно верно! Сегодня мы разберем один из основных налогов, который платят граждане — это налог на доход.

Налог на доход — основной налог, который платят граждане. Доходом считается зарплата, выигрыш в лотерею, деньги, полученные от продажи автомобиля, и многое другое.

 

Этот налог исчисляется в процентах от общего дохода физических лиц, например, сотрудники организаций платят 13% с заработной платы. Однако с 2021 года для физических лиц, годовой доход которых превышает 5 млн руб., ставка по НДФЛ составляет 15%.

Компании тоже отдают часть своей прибыли государству.

Обратите внимание, что плата за квартиру, интернет, воду, отопление, газ и пр. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОМ.

 

Слайд 13

 

Учитель: Есть доходы, которые не облагаются налогом. Например, пенсии, стипендии, пособия на детей.

Понятно ли, зачем необходим налог на доход и на что он расходуется?

Ответы детей.

 

Слайд 14

 

Учитель: Давайте познакомимся с некоторыми видами налогов. Например, есть налог на имущество. Попробуйте в ваших командах предположить, кто его платит? Примерные ответы детей: тот, кто владеет имуществом/недвижимостью.

 

Слайд 15

 

Учитель: Его платят владельцы квартир, домов, гаражей, любых других помещений или сооружений. На эти деньги могут быть построены спортивные площадки, благоустроен парк, проведено уличное освещение.

 

Слайд 16

 

Учитель: Следующий вид налога — транспортный налог. Как думаете, кто его платит?

 

Примерные ответы детей: тот, кто владеет автомобилем/любым другим транспортом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Этот налог платят собственники транспортных средств: автомобилей, мотоциклов, катеров и пр. Собранные деньги расходуются, в том числе и на ремонт дорог.

 

Итак, мы разобрали с вами некоторые виды налогов и то, на что они идут после сбора.

 

Слайд 18

 

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, к кому обращаться за помощью в уплате налогов? Кто следит, чтобы налоги были уплачены вовремя?

 

Учитель: Все это контролируют сотрудники Федеральной налоговой службы. Именно ФНС России следит за тем, чтобы граждане и организации вовремя платили налоги и соблюдали закон. Налогоплательщики должны знать: если возникли вопросы, нужно обратиться в налоговую службу. Им там помогут.

 

Слайд 19

 

Учитель: Ребята, во время беседы наши друзья получили разные сообщения. Предлагаю первой команде обсудить сообщение от старшей сестры Али, второй

— от брата Дэна, а третьей — от подруги Фунта.

 

Слайд 20

 

Учитель: Давайте попробуем определить, какой налог в каждом случае требуется оплатить и что отправители сообщений как граждане России смогут благодаря этому налогу получить? На обсуждение у вас есть 3 минуты. Время пошло! Засекается время: 3 минуты.

Эта активность проводится на усмотрение учителя, в случае нехватки времени ее можно опустить.

 

Учитель: Итак, друзья, время истекло! Готовы ли вы зачитать свои ответы? Сообщение от старшей сестры Али: сестра Али должна будет уплатить НДФЛ (налог на доход).

Сообщение от дяди Дэна: дядя Дэна стал собственником автомобиля, и теперь он должен уплатить транспортный налог.

Сообщение от подруги Фунта: семья подруги Фунта купила новую квартиру. Это значит, что теперь она должна уплатить налог на имущество.

 

Учитель: Какие вы молодцы! Спасибо за ваши развернутые ответы!

 

 

 

 

 

 

Учитель: Благодаря налогоплательщикам — людям, которые платят налоги — появляются общественные блага. К налогоплательщикам относятся и члены вашей семьи! Получается, что вы и ваша семья участвуете в развитии общества и государства.

 

Слайд 21

 

Учитель: Ребята, на самом деле, каждый из нас может делать свой вклад.

 

Мы делаем это, например, уплачивая налоги, бережно относясь к общественным благам, которыми пользуемся. А в результате появляется и поддерживается то, чем мы пользуемся каждый день: остановки, школы, дороги и пр. И всем этим мы можем пользоваться. Налоги — твой вклад в общее дело (мы рекомендуем проговорить эту фразу).

 

Учитель: Сейчас я попрошу вас вспомнить, что появляется благодаря нашему вкладу в виде налогов?

Опросить учеников по рядам.

Примерные ответы детей: строятся школы, больницы, парки, ремонтируются дороги, выплачиваются пенсии.

 

Часть 3. Заключение

 

Слайд 22

 

Учитель: Наше занятие подходит к концу, и хотелось бы подвести итоги. Доступны несколько вариантов заключения.

 

Вариант 1

 

Существует традиция завершать все деловые встречи рукопожатием. И мы с вами поступим именно так. Но рукопожатие наше будет необычным. Вам надо завершить 2 фразы, которые вы найдете на ладошках:

 

  • Для меня самым интересным на этой встрече было .
  • Главное, что я понял .

 

Вариант 2

 

В качестве заключения может быть проведен обычный фронтальный опрос.

 

Давайте мы сейчас с вами выделим:

  • Какое значение имеют налоги для каждого из нас;

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 3

 

В качестве заключения может быть использован материал интерактива.

 

Слайд 23

 

Учитель: Благодарю вас за уделенное время! До встречи!

 

В конце можно раздать плакаты «Налоги-это…».

 

Если есть возможность, то попросите учащихся после занятия пройти опрос с помощью QR-кода. QR-коды расположены в папке с материалами к занятию.

 

После  занятия  пройдите   опрос  для   учителя  по   QR-коду  (QR-коды    также расположены в папке с материалами к занятию).

 

ПОСТРАЗГОВОР

 

Ознакомление с сайтом Федеральной налоговой службы https://www.nalog.gov.ru/.

 

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

 

Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с темами трудовой деятельности, видов налогов и сборов, изучения налогового законодательства.

История: работа с информацией, посвященной налоговым реформам XX-XXI веков.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

  • Плакаты «Налоги — это…»
  • Раздатка «Ладошка» для сбора обратной связи

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

 

 

 

 

 

 

 

Гордость за то, что родители и все граждане уплачивают налоги. Осознание единства государства и каждого его гражданина. Бережное отношение к тому, что нас окружает.