ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
«День народного единства»
Цели занятия: развитие у обучающихся российской гражданской и культурной идентичности, воспитание чувства любви и уважения к традициям своего народа, чувства единства с многонациональным народом России, формирование готовности к защите Родины; развитие деятельного ценностного отношения к историческому, культурному, религиозному наследию своего и других народов России.
Формирующиеся ценности: единство народов России, дружба, гражданственность, историческая память и преемственность поколений.
Партнер занятия: Федеральное агентство по делам национальностей
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование различных средств воспитания: просмотр видеофрагментов, анализ текстовой информации.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеофрагменты,
- презентация,
- комплект интерактивных заданий.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Мотивационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята. На каком языке я сейчас с вами поздоровался?
Ответы ребят
Слайд 2
Учитель: А если бы я сказал вам «сайн!» или
«маршалла!» или «дорообо!», вы бы поняли меня? А вот ребята из Бурятии, Чечни или Якутии поняли бы, потому что эти приветствия прозвучали на их родных языках.
А на каких языках России вы еще знаете приветствия?
Ответы ребят
Учитель: Как вы думаете, на скольких языках говорят школьники в нашей стране?
Ответы ребят
Слайды 3–4
Учитель: Давайте узнаем правильный ответ. В России на сегодняшний день насчитывается более 190 народностей, которые говорят на 277 языках и диалектах.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о народах России и их традициях, а также поговорим о сказках.
Основной этап
Слайд 5
Учитель: А кто знает, почему именно сегодня мы с вами говорим про разные народы?
Ответы ребят
Слайд 6
Учитель: Да, все верно, на этой неделе, 4 ноября, в нашей стране отмечают День народного единства. А кто знает (помнит по прошлому году) историю праздника?
Ответы ребят
Слайды 7–9
Учитель: История началась в 1598 году, когда умер русский царь Федор Иоаннович Рюрикович и не оставил наследника. Россия осталась без законного царя. Тогда разные люди пытались взойти на престол, при этом обманывая, что они из рода Рюриковичей. А в это время, используя момент, когда нет руководителя, начались внутренние восстания. Восстания привели к ослаблению России, чем и воспользовались самозванцы и поляки.
После на нашу страну напали польские интервенты.
Интервенты – те, кто вторгается на чужую территорию.
Учитель: Каждый регион, а тогда каждое княжество, без общего руководителя страны стали жить по своим правилам и в своих интересах. Это позволило врагам проще завоевывать наши земли. А что надо было сделать, чтобы победить интервентов?
Ответы ребят
Слайды 10–11
Учитель: Правильно, надо было объединиться. Тогда Кузьма Минин, который был старостой Посада, обратился к нижегородцам и предложил им объединиться и помочь Москве. И князь Дмитрий Пожарский возглавил это ополчение. 4 ноября 1612 года они прорвали оборону поляков и освободили Москву.
Учитель: Именно поэтому 4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден в 2005 году. Это праздник единения, взаимопомощи, достижения общих целей многонациональными народами нашей страны.
Можно предложить дома с родителями ознакомиться с образовательной платформой «Магия знаний: история России» https://4ноября.магиязнаний.рф и посмотреть мультфильм, созданный при поддержке Министерства просвещения РФ и Российского общества «Знание».
Слайд 12
Учитель: А как вы думаете, в чем отличие народов России? Про язык мы с вами уже сказали, а как еще можно понять, какой национальности человек перед тобой?
Ответы ребят
Учитель: Действительно, у каждого народа есть свои традиции, свои национальные блюда и свои костюмы – все это культура. Давайте посмотрим, какие особенности есть у разных народов.
Слайд 13
Учитель: Сколько в России народов – столько и национальных костюмов. Костюм – это часть народной культуры и нашей истории. Именно одежда рассказывает нам о красоте и богатстве родного края, обычаях и традициях народа.
Слайд 14
Учитель: Предлагаю вам сейчас взять трафарет костюма и, смотря на образцы, раскрасить элементы в соответствии с образцом. Но для выполнения данного задания у первого ряда есть только красные карандаши/фломастеры, у второго ряда – только черные, а третьего ряда – только синие.
Интерактивный элемент: ученикам предлагается взять трафарет и раскрасить его в соответствии с вариантами национальных костюмов, изображенных на слайде. В процессе ребятам необходимо подсказать, что для выполнения задания им надо объединиться и помочь друг другу.
Слайд 15
Учитель: Смотрите, как здорово у вас получилось. А где мы с вами можем увидеть иллюстрации с изображениями народных костюмов?
Ответы обучающихся (подвести к книгам)
Учитель: Уверен, что каждый из вас читал русские народные сказки и в иллюстрациях видел разные костюмы или элементы быта. Какие примеры сказок вы можете привести?
Ответы обучающихся
Слайд 16
Учитель: Давайте посмотрим на экран, вспомним сказочных героев и подумаем, где они живут и есть ли у них Родина?
Ответы обучающихся
Слайд 17
Учитель: На экране Хозяйка Медной горы, про которую писал Павел Петрович Бажов в сказке «Данила мастер и Хозяйка Медной горы» Медные горы – Уральские горы (Свердловская область), Снегурочка Александра Николаевича Островского живет в Костроме, богатырь Алеша Попович живет в Ростове Великом в Ярославской области, а Малыш Кулацу – в Кабардино-Балкарской Республике.
Учитель: Многие сказки похожи между собой, у них схожий сюжет, потому что часто сказки описывают отношения людей между собой, например, история про мачеху и падчерицу. Какие сказки вы можете назвать?
Ответы обучающихся
Учитель: Такой сюжет есть и в русской народной сказке «Крошечка-хаврошечка», и в татарской народной сказке «Зухра и Месяц», и в осетинской истории «Про мачеху и падчерицу», и в сказках многих других народов.
Слайд 18
Учитель: Считается, что герои сказок живут там, где происходили события, которые описываются в сказках, или там, где живет их автор. Так, детский писатель Светлана Кривошлыкова собрала всех сказочников в большую книгу
«Сказочная энциклопедия России», где вы можете познакомиться с привычными героями и точно узнаете что-
то новое. А еще вы можете сочинять сказки сами. Кто любит сочинять сказки?
Ответы обучающихся
Слайд 19
Учитель: Для тех, кто думает, что не умеет сочинять сказки, Союз детских писателей и Институт воспитания разработали специальный курс, который научит вас писать сказки. Вы можете посмотреть его дома с родителями и сочинить сказку, основанную на легендах, сказаниях и истории вашего родного края и народа. А потом принести сказки в класс, мы с удовольствием их с ребятами почитаем.
Ссылка на курс https://vk.com/video/playlist/—113551114_30
Заключительный этап
Учитель: Скажите, что помогло вам сегодня выполнить мое задание?
Ответы ребят
Учитель: Думаю, что на таком простом примере вы еще раз убедились, как важно помогать друг другу. Как тот, кто с вами рядом, – сегодня это ваш одноклассник – помог вам выполнить задание, так и все люди в нашей стране должны помогать друг другу, чтобы наша Россия становилась лучше, богаче и краше. Для этого должны стараться все, независимо от того, какой они национальности и где живут.
Слайд 20
Учитель: История учит нас: поодиночке, порознь не сделать того, что можно сделать вместе. Так и в жизни бывает. Один человек посадит дерево, а все вместе – сад! Дружба объединяет людей и народы.
Дома с родителями вы можете принять участие в Большом этнографическом диктанте, который пройдет с 3 по 8 ноября на сайте https://miretno.ru .