Разговоры о важном 9 января 2024 года для СПО

Поделиться:

Говорим о важном с А.А.Усачевым. Видео Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

«От «А» до «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЁДОРОВА»

 

Цель: формирование общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за родную страну, за деятельность выдающихся соотечественников, формирование представления у обучающихся о значимости издания первой печатной азбуки Ивана Федорова – учебного пособия по обучению грамоте.

 

Основные смыслы: знание истории родного языка помогает нам сохранять культурное наследие, понимать мир и нашу идентичность. Родная азбука — это культурный код, формирующий мышление и коммуникацию. Книгопечатание позволило сохранить и распространить знания, способствуя развитию образования и культуры. Изучение родного языка и его истории важно для уважения к культурному наследию и развития общества.

 

Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти, приоритет духовного над материальным.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов и выполнение заданий с последующим обсуждением.

 

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеоролики,
  • презентационные материалы.

 

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Начнём сегодняшнее занятия с одного простого задания. Вам нужно сообщить соседу по парте, что завтра не будет последнего урока. Но произносить слова нельзя. Какими способами это можно сделать?

Ответы обучающихся (жестами, написать записку, отправить сообщение по телефону и т. п.).

Учитель. А теперь другая задача. Вам нужно сообщить эту информацию всей школе. Допускаются все способы, но какой из них самый надёжный?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий: учитель приходит с детьми к выводу, что письменный текст – самый надёжный способ передачи информации.

 

Учитель. Ребята, а что было бы, если бы не было письменности?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Представьте, что письменность появилась, например, только в XIX веке, как бы это повлияло на наше настоящее? Что бы мы потеряли, не имея возможности записывать и передавать информацию?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий: учитель приходит с детьми к выводу, что большая часть истории была бы потеряна для потомков, часть изобретений осталась неизвестна, часть не появилась бы вообще или появилась значительно позже.

 

Учитель. Изначально информация передавалась «от руки», и только в конце XVI века в России появилась первая типография.

Почему это стало огромным событием в жизни человечества?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Что изменилось бы, если, к примеру, Менделеев оставил учебники по химии лишь в рукописном виде?

Ответы обучающихся.

 

 

Часть 2. Основная

Учитель. В нашей стране человеком, напечатавшим первую книгу, был Иван Федоров. И произошло это в 1564 году. Перенесёмся в это время и посмотрим, как печатались книги в первых типографиях.

 

Демонстрация фрагмента фильма «Первопечатник Иван Фёдоров»

 

Учитель. Что вас особо удивило в увиденном? Почему подмастерье назвал книгопечатание чудом?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Спустя 10 лет после появления первой типографии И. Федоров напечатал первую русскую азбуку, и в этом году этому событию исполняется 450 лет. И это было одно из самых значимых событий. Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся.

 

Учитель, подводя итоги обсуждения. Появление азбуки позволило обучиться грамоте большему количеству людей. Так распространялись знания. Страна менялась, и уже полтора столетия спустя при Петре I потребовалось гораздо больше специалистов в самых разных, иногда новых, профессиях. И этому помогла книга!

 

Учитель. История сохранила очень немного сведений о мастере, но и даже некоторые факты рисуют нам очень незаурядного человека. Познакомимся с ним поближе. Ответьте на вопросы викторины.

 

Выполнение интерактивного задания «Верю – не верю».

 

  1. Иван Федоров владел пятью языками.

Правда. Кроме русского, И. Федоров свободно владел латынью, греческим, немецким и чешским языками.

  1. Иван Федоров всю свою жизнь занимался только книгопечатаньем.

Неправда. Видеоответ: несмотря на то что практически всю свою жизнь Федоров посвятил развитию книгопечатного ремесла, он был сведущ и в других ремёслах. Он был изобретателем, обладал обширными знаниями в области оружейного дела (и, в частности, артиллерии). Своими руками он

 

 

создал несколько артиллерийских орудий, в числе которых, например, многоствольная мортира (прообраз системы залпового огня, которая существует в современном военном деле).

  1. Работа над изданием первой русской книги длилась 11 месяцев.

Правда. Видеоответ: первая русская книга назвалась «Апостол» и была настоящим произведением искусства. Особый шрифт, вёрстка, чёткость текста, грамотность слова – всё было идеально в издании. Иван Федоров работал над её изданием 11 месяцев. Тираж составил 1 тыс. экземпляров, до наших времён сохранилось лишь 50 из них. Все сохранившиеся образцы хранятся в разных музеях по всей стране.

  1. Благодаря Ивану Федорову в русском языке появились пробелы между словами и фразами.

Правда. Видеоответ: до того, как в тираж вышел первый образец

«Апостола», все слова писались слитно, а предложения разделялись лишь малозаметными точками. Книгопечатник И. Федоров потрудился сделать свой текст максимально комфортным для глаз и чтения, так в тексте появились пробелы между словами и предложениями.

  1. Иван Федоров напечатал автобиографию, в которой был размещён его портрет.

Неправда. Современным историкам не известна ни точная внешность Ивана Федорова, ни точные годы его жизни. Не сохранилось (или не существовало) ни одного портрета книгопечатника (даже словесного описания его внешности или характера).

 

Учитель. Мы убедились, что И. Федоров весьма незаурядный человек.

И заслуга его не только в создании печатного двора, на современном языке – типографии, который был прорывом, без которого немыслимо было бы будущее России, её развитие и мощь. И не только в том, что он напечатал первую «Азбуку». Он ещё был и её составителем, тем самым И. Федоров заложил основы обучения грамоте, усовершенствовал письменность в нашей стране.

Учитель. Во времена Ивана Федорова в азбуке было 45 букв, а сейчас 33. Как так получилось, что исчезли буквы? Кто причастен к пропаже? Какие у вас версии?

Ответы обучающихся.

 

 

Учитель. История, на самом деле, давняя и весьма запутанная, без специального расследования тут не обойтись. И совершим мы его сегодня вместе с учителем русского языка из Донецка Никитой Никитюком.

Демонстрация видеоролика «Дело по Азбуке».

Добро пожаловать в детективно-познавательное агентство «Ученье – свет». Мы расследуем загадочные дела прошлого с помощью истории и дедукции. Сегодня мы разберёмся с таинственным исчезновением букв из русской азбуки. Кто причастен к пропаже? Беру вас в напарники.

Итак, факт первый, азбуку придумали Кирилл и Мефодий.

Был ли единый стандарт для алфавита? Да куда там! Книги до шестнадцатого века переписывались от руки, символы писались на разный манер, разными шрифтами. Тут наше расследование могло бы зайти в тупик, но…

В 1574 году, первый русский книгопечатник, Иван Федоров, издал азбуку.

Так что Иван Федоров в этом деле главный свидетель.

Азбука Ивана Федорова стала единым учебником для всех. В таком составе наш алфавит просуществовал до начала восемнадцатого века. А потом раз, и минус восемь букв. Случайность? Не похоже.

Вот вы видите здесь хоть одну греческую букву? Хоть кси? Хоть пси? И я не вижу. Куда исчезли? Внимательный следопыт заметит подсказку на этой же странице. «Издается новым типографским тиснением Петра Алексеевича». Зачем это понадобилось Петру Великому? Он таким образом пытался ускорить прогресс. А что для этого нужно? Грамотные специалисты. Где таких взять? Обучить их, а для обучения напечатать новые книги, но с этим проблема, на дворе восемнадцатый век, а азбука всё ещё живёт в шестнадцатом.

Сами посмотрите, некоторые буквы задваиваются и обозначают один и тот же звук. Некоторые вообще никак не используются. Шрифт витиеватый. Ни один типографский станок не напечатает.

Получается, к исчезновению букв причастен Петр Первый. По показаниям свидетелей, Петр Первый лично придумал начертания букв, которыми мы пользуемся по сей день. Этот шрифт называется гражданским.

После реформы 1710 года образование и правда стало доступнее, но даже с усечённым набором литер гимназисты продолжали страдать от сложности, запутанности написания многих слов. Например, слова «мiр» (вселенная, общество) и «мир» (отсутствие вражды) уже много лет звучали

 

через греческую, и это полностью изменило смысл названия.

В общем, к началу ХХ века в азбуке было 38 букв, но активно использовались на письме только 35, но даже их было слишком много. Так, несколько букв объединили или отменили из-за неактуальности. Вы ведь знаете, эту букву (ъ). Казалось бы, она никуда не пропала из современного алфавита, но в нашем деле фигурирует, да ещё и с припиской: буква- казнокрад. Раньше эта буква называлась [еръ], и, вы не поверите, у неё был голос. В древнерусском языке [еръ] обозначал полугласный звук, который был похож на невнятное «о», а современный мягкий знак тогда имел звук невнятного «е». Звуки из речи ушли, а буквы в написании слов остались. Они помогали отличить мел от мель (мелъ – мель) и мол от моль (молъ – моль). И что такого? – спросите вы. А то, что согласная на конце слова мел и так читается твердо, зачем же ставить ещё один знак? Вы только представьте: всё тот же роман Толстого «Война и мир» после отмены знака [еръ] похудел минимум на 70 страниц. На первый взгляд безобидный, молчаливый символ съедал более 8% времени при печати и ежегодно стоил России более 400 000 рублей. Согласитесь, дороговато для буквы, которая в большинстве случаев не играет никакой роли. Такое расточительство привело к реформе русского языка 1917 года, тогда в азбуке оставили всего 33 буквы. [Еръ] из письма тоже почти пропал, но вот в букваре остался.

 

Учитель. По вашему мнению, кто все же виноват в исчезновении букв из алфавита? Какова причина изменений?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Послушаем ответ автора видеоролика.

Пришло время пересмотреть материалы нашего дела от А до Я. Кто же на самом деле причастен к изменению нашего алфавита? Дело в том, что в исчезновении 15 букв в русской азбуке никто из очевидцев не виноват. Все улики указывают на то, что главная причина происходящего – сам язык и люди, которые на нём говорят. Язык всегда стремится быть проще и ближе к народу, тут главное – не перестараться. А то может показаться, что для сообщения в чате типа «прив», «пасиб» 33 букв многовато.

 

Учитель. Ребята, предположите, будет ли в дальнейшем меняться наша азбука? Каковы могут быть причины её изменения?

Ответы обучающихся.

 

нашего национального менталитета. В IX веке просветители Кирилл и Мефодий предложили первую славянскую азбуку, на основе кириллицы возникли национальные письменности славянских народов. Через русскую письменность кириллица была воспринята целым рядом народов России. Кириллица, являясь ценным национально-культурным достоянием всех народов России, играет объединяющую роль в обществе носителей нашего языка и культуры.

 

Часть 3. Заключение

Учитель. Ребята, книги не могут существовать без читателей. И все мы с вами – читатели.

Поделитесь, что читаете вы? Что вам больше нравится? Какой жанр? Какие авторы? Что бы вы могли порекомендовать почитать своим одноклассникам или ребятам помладше?

Ответы обучающихся, обсуждение.

 

Дополнительный блок, с последующей реализацией в рамках постразговора.

Учитель. Представьте, что у вас появилась возможность открыть онлайн- библиотеку «Русская литература» для того, чтобы заинтересовать чтением, русской литературой, русской культурой подростков из разных уголков мира. Составьте список из 15–20 ваших самых любимых книг. На основе ваших ответов мы составим список книг и опубликуем его в социальных сетях нашей школы.

Самостоятельная работа обучающихся в рамках постразговора.

 

Учитель. Ребята, а хотел бы кто-то из вас стать писателем? О чём бы хотели писать? В каком жанре? Почему?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Попробовать себя в роли писателя можно уже сейчас. В нашей стране существует ряд литературных конкурсов для ребят, которые уже сейчас пишут книги.

Учитель знакомит обучающихся с литературными конкурсами для школьников (демонстрация презентации):

 

https://vsekonkursy.ru/literaturnyj-konkurs-v-poiskah-zhanra.html

Литературный конкурс «Спасите пушкинский язык!»

https://vsekonkursy.ru/literaturnyj-konkurs-spasite-pushkinskij-yazyk.html

Литературный конкурс «Класс!»

https://konkurs-klass.ru/

 

Учитель. Итак, ребята, сегодня мы с вами говорили об азбуке и книгопечатании. По-вашему, как деятельность первопечатника Ивана Федорова повлияла на такие сферы жизни человека, как:

  • обмен информацией;
  • научные открытия и изобретения, развитие науки и технологий;
  • развитие культуры?

Ответы обучающихся, обсуждение.

 

Учитель, подводя итоги. Верно, ребята! Деятельность Ивана Федорова в XVI веке оказала огромное влияние на жизнь нашего общества. Изменился способ распространения информации, делая её более доступной и эффективной.

Книги, газеты и другие печатные материалы стали доступнее, позволяя обмениваться знаниями, и развивать образование, проводить научные исследования, делая обмен научной информацией более эффективным и способствуя развитию науки и технологий.

Кроме того, расширение доступа к книгам, возможность чтения разной литературы послужили развитию культуры в нашем обществе.

 

Учитель. Завершая наше сегодняшнее занятие, хочу подчеркнуть, что родной язык — это не только средство общения, но и ключевой элемент национальной идентичности. Через язык мы передаём знания, опыт и культурные ценности из поколения в поколение.

И чтение здесь играет важнейшую роль в сохранении культурного наследия, помогая нам лучше понять историю, традиции и обычаи своего народа. Через чтение мы можем познакомиться и с особенностями других языков и культур. Всё это расширяет наши знания о мире вокруг нас, а также способствуют сохранению уникальности каждого народа.

 

  • Составление списка рекомендованной литературы для различных классов школы.
  • Организация книгообменника в школе.
  • Организация экскурсий в библиотеки города.
  • Организация экскурсии в исторический музей.
  • Посещение (в   том числе   и   виртуально) павильона № 58 «Центр славянской письменности „Слово“»: https://slovo.vdnh.ru/

 

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: курс русского языка, родного языка.

Литература: древнерусский эпос, эпосы народов России.

История: темы, связанные с книгопечатанием и развитием культуры.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Интернет-проекты:

  1. Год Литературы. Учиться: https://godliteratury.ru/rubrics/theme/education
  2. Премия «Литблог»: https://litinstitut.ru/content/litblog-0
  3. Премия «Большая книга»: https://www.rsl.ru/ru/all-news/bolshaya-kniga- 2023
  4. «Россия – страна достижений»: https://достижения.рф

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность людям, занятым в профессиях, связанным с изготовлением и распространением книг, сохранением памятников письменности и культуры.