Статград по истории 9 класс ОГЭ 2025 Варианты ИС2490101-ИС2490104 + ответы
На выполнение тренировочной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 1–17 записываются в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. К заданиям 18–24 следует дать развёрнутый ответ. Задания 18–20 предусматривают анализ исторического источника.
Задания и ответы для ИС2490101
Задание 1
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) начало восстания под предводительством И.И. Болотникова Б) введение урочных лет В) Швейцарский поход русской армии под командованием А.В. Суворова.
1) 1497 г.
2) 1597 г.
3) 1606 г.
4) 1770 г.
5) 1799 г.
Задание 2
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) создание организации «Народная воля»
2) подписание Пекинского договора
3) отмена крепостного права
4) создание мировых судов в Российской империи
Задание 3
Укажите пропущенное слово. Первое постоянное войско в Русском государстве, формируемое из выборных служилых людей «по прибору», созданное в ходе реформ середины XVI века называлось войско.
Задание 4
Какие из перечисленных событий (процессов) произошли в годы правления Николая Первого? Найдите в приведённом списке два события (процесса) и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) создание военных поселений
2) отставка М.Т. Лорис – Меликова
3) кодификация законов Российской империи
4) создание Редакционных комиссий
5) отмена конституции Царства Польского
Задание 5
Ниже приведён перечень терминов, названий. Все они, за исключением одного, относятся к XII в. 1) тысяцкий; 2) баскак; 3) митрополит; 4) половцы; 5) раздробленность. Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.
Задание 6
Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.
1) Князь Владимир проводил политику объединения славянских племен.
2) В результате разгрома Хазарского каганата прекратились набеги хазар на славянские племена.
3) Князем была предпринята попытка введения общего пантеона языческих богов во главе с Перуном.
4) Святослав был успешным государственным деятелем.
Задание 7
Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Социальный состав земских гласных по выборам 1864 года, %
А) Во всех земских собраниях меньшинство составляли представители Б) Дворяне обладали абсолютным большинством в В) В губернских земских собраниях в наибольшей степени по сравнению с уездными земскими собраниями сокращалось представительство.
1) уездных земских собраниях
2) крестьян
3) духовенства
4) дворян
5) губернских земских собраниях
Задание 8
Укажите российского монарха, в период правления которого произошли обозначенные на схеме события.
Задание 9
Укажите, как называлась в конце XVIII века река, обозначенная на схеме цифрой «I».
Задание 10
Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую город, название которого дважды пропущено в отрывке. «Восстание распространилось на весь Южный Урал. Большинство городов сопротивления мятежникам не оказывало, – восставшие без боя заходили в города, где жители пополняли их ряды. Восставшие подошли к губернскому городу и осадили его. В район восстания был отправлен карательный отряд, численностью в полторы тысячи человек, чтобы подавить мятеж. Генерального сражения не случилось, правительственные войска были разбиты. Осаждённым городом овладела паника, – его осада длилась уже шесть месяцев. Вновь было отправлено войско против восставших. Сражение произошло вблизи Татищевой крепости, победу одержали правительственные войска. Город восставшим взять не удалось, и, преследуемые правительственными войсками, они двинулись на восток».
Задание 11
Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос. Какое событие произошло в том же веке, когда князь, изображённый на марке, обладал титулом Великого князя?
1) начало княжения Александра Невского в Новгороде
2) гибель князей Бориса и Глеба
3) поход Тохтамыша на Москву
4) принятие первого Судебника
Задание 13
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Задание 14
Создателем какого из приведённых памятников культуры был Дионисий? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
Задание 15
1) Пелопонесская война 2) Первый крестовый поход 3) Тридцатилетняя война 4) объединение Италии Участником какого из перечисленных событий, процессов был Альбрехт фон Валленштейн? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
Задание 16
В ходе какого из перечисленных событий, процессов было создано Иерусалимское королевство? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
Задание 17
К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса. «На заре все были на борту. Весёлое оживление при мысли о предстоящих опасностях, риске и сознание, что они служат святому делу отчизны, светились на лицах «Тысячи». Почти все они были альпийские стрелки, те самые, которых несколько месяцев тому назад Кавур покинул в глубине Ломбардии – в тылу австрияков, отказавшись послать им по приказу короля подкрепления, те самые альпийские стрелки, которых Туринское правительство принимало словно зачумлённых, когда они, к несчастью, обращались к нему за помощью… Как прекрасны были мои юные ветераны! Гордый их доверием ко мне, я чувствовал, что способен взяться за любое дело».
Задание 18
Укажите год, когда произошло сражение, фрагмент которого описан в отрывке. Укажите главнокомандующего российской армией в период сражения, описанного в данном отрывке.
Задание 19
Почему в ходе сражения автор воспоминаний полагал, что «Бородинское дело» не проиграно? Приведите два суждения, подтверждающие его мнение. Почему эта уверенность ослабла?
Задание 20
Укажите любые две причины (предпосылки) начала войны, события которой описаны в отрывке.
Задание 21
Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) издания «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»? – создание Антанты – расширение полномочий власти в губерниях – убийство Александра II – «дело петрашевцев» Объясните, как выбранное Вами положение связано с изданием «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»
Задание 22
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки. «В марте 1898 г. в Минске на свой I съезд тайно собрались 9 представителей от социал-демократических организаций. Они объявили о создании партии «Союз 17 октября». II съезд прошёл в 1903 г. Были приняты устав и программа партии. На выборах в руководящие органы партии сторонники В. И. Ленина получили большинство, и за ними закрепилось название «большевики». Они выступали за создание «партии нового типа» — замкнутой, законспирированной организации со строгой дисциплиной, жёстким подчинением меньшинства большинству. Российскую буржуазию большевики считали контрреволюционной силой, возможность успешных реформ отвергали и выступали за революционное свержение самодержавия. Главную силу революции большевики видели в крестьянстве». Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Задание 23
Существует точка зрения, что в положении владельческих крестьян в первой половине XVII и во второй половине XVIII века было много общего. Приведите не менее двух общих черт.
Задание 24
Наследник российского престола был обвинён в государственной измене и умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах. Его отец, задумываясь о продолжателе своих реформ, принял указ, изменивший порядок престолонаследия. 1. Назовите наследника, о котором идёт речь в тексте. 2. Укажите год, когда был принят документ, о котором идёт речь в тексте. 3. Почему указанный наследник был обвинён в государственной измене? Укажите одну любую причину.
Задания и ответы для ИС2490102
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) учреждение патриаршества в России Б) создание Верховного тайного совета В) Медный бунт.
1) 1589 г. 2) 1648 г. 3) 1662 г. 4) 1726 г. 5) 1801 г.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) создание организации «Чёрный передел» 2) ликвидация военных поселений 3) введение всесословной воинской повинности 4) продажа Аляски Соединенным Штатам Америки.
3. Запишите термин, о котором идёт речь. Органы отраслевого или территориального управления в Русском царстве в XVI–XVII вв., заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства, систематизированные в ходе реформ середины XVI в.
4. Кто из перечисленных исторических деятелей разрабатывал реформы в правление Николая Первого? Найдите в приведённом списке двух исторических деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Е.Ф. Канкрин
2) П.А. Столыпин
3) П.А. Пален
4) П.Д. Киселёв
5) С.Ю. Витте
5. Ниже приведён перечень терминов, названий. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с периодом раздробленности Древнерусского государства. 1) посадник; 2) дружина; 3) обязанные крестьяне; 4) христианство; 5) Любечский съезд князей. Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.
6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого тезисов соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. 1) После разгрома под Киевом печенеги окончательно перестали угрожать русским землям. 2) На подвластных территориях был установлен фиксированный размер сбора дани и определены места сбора дани. 3) Ярослав Мудрый был успешным государственным деятелем. 4) Реформы княгини Ольги были направлены на укрепление государственной власти.
7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Численность постоянного населения Российской империи в 1897–1913 гг. (тыс. человек) А) Во все периоды, представленные в таблице, наименьшей была численность населения Б) Численность населения Кавказа в 1912 году была примерно в 10 раз меньше численности населения В) Численность населения Средней Азии примерно на 2 млн человек превышала численность населения Сибири в.
1) 1897 г.
2) 1912 г.
3) Европейской России
4) Сибири
5) Средней Азии
8. Укажите название государства, в результате подписания мирного договора с которым в состав Российского государства вошли территории, обозначенные на схеме горизонтальной штриховкой « »
9. Напишите фамилию контр-адмирала, командующего русским флотом в сражении, обозначенном на схеме цифрой «7».
10. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме крепость, название которой дважды пропущено в отрывке. «В сентябре вражеские корабли начали бомбардировку Кинбурской крепости. Захват Кинбурна предотвращал подготовку и нападение русских на расположенную неподалеку крепость _____. Бой при Кинбурне стал первой крупной победой российских войск в войне. Это позволило русским войскам с суши осадить ______. В июле произошло сражение между вражескими судами и кораблями Севастопольской эскадры. В результате вражеский флот не только не помог своим сухопутным войскам в крепости, но и лишился господства на Чёрном море».
11. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос. Какое событие произошло в том же веке, когда началось правление князя, изображённого на марке? 1) создание Соборного уложения 2) перенос резиденции митрополита из Владимира в Москву 3) основание Смоленска 4) вхождение Новгорода в состав Московского государства.
13. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
14. Создателем какого из приведённых памятников культуры был А.П. Сумароков? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
15. 1) поход Александра Македонского на Восток 2) завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове 3) издание Нантского эдикта 4) Гражданская война в США Участником какого из перечисленных событий, процессов был Генрих IV Бурбон? Укажите порядковый номер этого события, процесса.
16. В ходе какого из перечисленных событий, процессов состоялась битва при Гавгамелах? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
17. К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса. «Господин президент, С болью я сообщаю Вашему Превосходительству о капитуляции Северовиргинской армии.˂….˃ Узнав о положении дел на линиях, я согласился на встречу с генералом Грантом, чтобы убедиться в условиях капитуляции армии, выраженных им в сообщении, полученном от него 8-го числа. Я попросил прекратить насилие на то время, пока вырабатываются условия сдачи. На встрече с генералом Грантом, выполнившим мою просьбу, было достигнуто согласие по условиям, и я сдал ему ту часть Северовиргинской армии, которая находилась в этом секторе, со всем её вооружением, артиллерией и обозными поездами; солдаты и офицеры были освобождены под честное слово, сохранив за собой личное оружие и пожитки. Я посчитал это лучшим развитием событий при всех тех обстоятельствах, в которых мы оказались».
18. Укажите год, когда произошли события, описанные в отрывке. Назовите российского императора, в правление которого возникло тайное общество, упомянутое в отрывке.
19. Под каким предлогом участники событий собирались вести войска на Сенатскую площадь? Чем было вызвано недовольство автора при встрече с офицерами полка дома у Репина?
20. Укажите два любых события (процесса) внешней политики России, произошедшие в период правления того же императора, при котором возникло тайное общество, упоминаемое в тексте.
21. Что из перечисленного стало одним из последствий присоединения территорий государств Средней Азии к Российской империи во второй половине XIX века? – создание группы «Освобождение труда» – обострение отношений с Англией – подписание Сан-Стефанского мирного договора – строительство КВЖД Объясните, как выбранное Вами положение связано с присоединением территорий государств Средней Азии к Российской империи.
22. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки. «В августе 1904 г. японские войска нанесли форсированный удар по Порт-Артуру, но встретили упорное сопротивление. Началась осада ПортАртура, длившаяся до декабря 1904 г. В октябре 1904 г. из Чёрного моря на помощь осаждённым в Порт-Артуре вышла 2-я Тихоокеанская эскадра. Ей предстояло обогнуть Африку и Азию и пробиться к Порт-Артуру или Владивостоку. В ответ японцы активизировали свои действия в районе Порт-Артура. Героизм, мужество, упорство русских защитников вызывали восхищение даже у японцев. В декабре погиб начальник сухопутной обороны крепости талантливый генерал Скобелев». Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
23. Существует точка зрения, что система управления Российским государством во второй половине XVI и во второй половине XVII веков имела общие черты. Приведите не менее двух общих черт.
24. Этот исторический деятель стал первым губернатором Санкт – Петербурга. Он сыграл большую роль в Полтавском сражении, за участие в котором был удостоен чина генерал – фельдмаршала. Однако, несмотря на одержанную русскими войсками победу, война на этом сражении не закончилась. 1. Назовите исторического деятеля, о котором идёт речь. 2. Укажите год, когда произошло сражение, о котором идёт речь. 3. Почему победа в указанном сражении не принесла России окончания войны? Назовите одну любую причину.