Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 1
Раздел: Язык и речь (Наша речь и наш язык)
Тема: Виды речи
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения. Письменная речь – это речь, передаваемая с помощью письма (букв, слов). Внутренняя речь – это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): речь, устная речь, письменная речь, внутренняя речь.
Список литературы:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – С. 5–7.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – С. 3.
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 3–4.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. – М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
http://resh.edu.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?
На первом рисунке изображено, как мальчик разговаривает по телефону, на втором рисунке – как девочка читает книгу, на третьем рисунке — девочка задумалась, или о чём – то мечтает. Все эти рисунки иллюстрируют разные виды речи: устную, письменную, внутреннюю. Первый рисунок изображает устную речь. Второй рисунок – письменную речь, внутреннюю речь. Третий рисунок – внутреннюю речь. Вспомним, что такое устная, письменная, внутренняя речь. Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения. Письменная речь – это речь, передаваемая с помощью письма (букв, слов). Внутренняя речь – это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя». Приведем примеры устной речи: например, дети читают вслух; взрослые разговаривают между собой; мальчики спорят; слушают диалог с помощью телевизора, представленный средствами мультипликации или кинофильма; девочки обсуждают просмотренный фильм и т.д. Приведем примеры письменной речи: например, книга, журнал, газета; записка, объявление, заявление и т.д. Приведем пример внутренней речи: например, размышление «не вслух»; чтение «про себя» Люди разных профессий используют разные виды речи. Почтальон: читает адреса, по которым надо отнести письма; размышляет, кому надо письма отнести; разговаривает с получателями писем. Учитель: объясняет ученикам, читает книги, обдумывает, как подготовить урок. Доктор: разговаривает с пациентами, выписывает рецепты, обдумывает, как лечить больных.
- Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 1. Базовый уровень сложности.
Тип – ребус-соответствие.
Текст вопроса
Установите соответствие между понятием и соответствующей иллюстрацией.
УСТНАЯ РЕЧЬ | |
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ | |
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ |
Правильный ответ.
УСТНАЯ РЕЧЬ | |
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ | |
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ |
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали.
- Прочитайте понятия в левом столбике таблицы, объясните смысл понятий.
- Рассмотрите рисунки, объясните, что на них изображено.
- Определите, какой вид речи иллюстрируют рисунки.
- Соотнести понятия и иллюстрацию. Провести стрелки.
- Проверьте.
- Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 4. Базовый уровень сложности.
Тип – ребус-соответствие.
Текст вопроса
Укажите, какие иллюстрации отражают устную речь.
№ 1. № 2. № 3 № 4.
Правильный ответ
Иллюстрации под № 2, 4.
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали.
- Вспомните, что такое устная речь.
- Рассмотрите рисунки. Определите, на каком из них представлена устная речь.
- Укажите номера.
- Проверьте правильность выполнения задания: № 2, № 4.