Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем

Поделиться:
Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 1

Раздел: Язык и речь (Наша речь и наш язык)

Тема: Виды речи

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения. Письменная речь – это речь, передаваемая с помощью письма (букв, слов). Внутренняя речь – это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): речь, устная речь, письменная речь, внутренняя речь.

Список литературы:

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – С. 5–7.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – С. 3.

Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 3–4.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. – М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

http://resh.edu.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?

Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем

На первом рисунке изображено, как мальчик разговаривает по телефону, на втором рисунке – как девочка читает книгу, на третьем рисунке — девочка задумалась, или о чём – то мечтает. Все эти рисунки иллюстрируют разные виды речи: устную, письменную, внутреннюю. Первый рисунок изображает устную речь. Второй рисунок – письменную речь, внутреннюю речь. Третий рисунок – внутреннюю речь. Вспомним, что такое устная, письменная, внутренняя речь. Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения. Письменная речь – это речь, передаваемая с помощью письма (букв, слов). Внутренняя речь  это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя». Приведем примеры устной речи: например, дети читают вслух; взрослые разговаривают между собой; мальчики спорят; слушают диалог с помощью телевизора, представленный средствами мультипликации или кинофильма; девочки обсуждают просмотренный фильм и т.д. Приведем примеры письменной речи: например, книга, журнал, газета; записка, объявление, заявление и т.д. Приведем пример внутренней речи: например, размышление «не вслух»; чтение «про себя» Люди разных профессий используют разные виды речи. Почтальон: читает адреса, по которым надо отнести письма; размышляет, кому надо письма отнести; разговаривает с получателями писем. Учитель: объясняет ученикам, читает книги, обдумывает, как подготовить урок. Доктор: разговаривает с пациентами, выписывает рецепты, обдумывает, как лечить больных.

  1. Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1. Базовый уровень сложности.

Тип – ребус-соответствие.

Текст вопроса

Установите соответствие между понятием и соответствующей иллюстрацией.

УСТНАЯ РЕЧЬ

Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ

Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем

Правильный ответ.

УСТНАЯ РЕЧЬ

Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ

Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали.
  5. Прочитайте понятия в левом столбике таблицы, объясните смысл понятий.
  6. Рассмотрите рисунки, объясните, что на них изображено.
  7. Определите, какой вид речи иллюстрируют рисунки.
  8. Соотнести понятия и иллюстрацию. Провести стрелки.
  9. Проверьте.
  10. Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 4. Базовый уровень сложности.

Тип – ребус-соответствие.

Текст вопроса

Укажите, какие иллюстрации отражают устную речь.

№ 1. № 2. № 3 № 4.

Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем

Правильный ответ

Иллюстрации под № 2, 4.

Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем Урок 1. Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали.
  5. Вспомните, что такое устная речь.
  6. Рассмотрите рисунки. Определите, на каком из них представлена устная речь.
  7. Укажите номера.
  8. Проверьте правильность выполнения задания: № 2, № 4.