Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа
10 класс
Урок № 1
Числовые и алгебраические выражения. Линейные уравнения и неравенства
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме.
обобщение и систематизация знаний по алгебре 7-9 кл.;
повтор арифметики алгебраических выражений;
решение линейных уравнений и неравенств;
решение систем линейных уравнений и неравенств.
Тезаурус
Линейное уравнение с одним неизвестным – это уравнение вида ax = b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное.
Неравенство первой степени с одним неизвестными – это неравенство вида ax < b / ax > b / ax ≤ b / ax ≥ b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное.
Система двух уравнений первой степени с двумя неизвестными – это система вида
Где x и y – неизвестные,
– заданные числа,
причём и.
Основная литература:
1. Колягин Ю. М., Ткачева М. В., Фёдорова Н. Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Базовый и углублённый уровни.
2. Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 10 класс. Базовый и профильный уровни
Дополнительная литература:
1. Шабунин М. И., Ткачева М. В., Фёдорова Н. Е. и др. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс. Профильный уровень.
2. Галицкий М. Л., Гольдман А. М., Звавич Л. И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2000.
Открытые электронные ресурсы:
Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru
1. Выражения
Все выражения можно разбить на два класса на основании наличия переменных: числовые выражения и выражения с переменными.
Логическая задача на классификацию
Основание для классификации: наличие переменных | Выражения | |
Числовые выражения | Выражения с переменными |
Для числовых выражений можно находить значение – результат всех выполненных действий. Для выражений с переменными можно также находить значение при некоторых значениях переменных, предварительно упростив его, например, с помощью свойств, правил, формул сокращенного умножения.
Пример 1.
Найдите значение выражения при a = 0,01 и b = 12:
1) 7a — (2a — (a — 5)),
2)
3)
Решение:
1)7a — (2a — (a — 5)) = 7a — (2a – a + 5) = 7a — (a + 5) = 7a – a – 5 = 6a — 5;
6 ∙ 0,01 – 5 = -4,94
2) ;
3)
3b — 2a — 3b = -2a = -0,02
2. Линейное уравнение с одним неизвестным
Определение
Линейное уравнениес одним неизвестным – это уравнение вида ax = b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное
Решить уравнение – это значит найти все его корни или установить, что корней нет
Основные свойства уравнений
Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.
Решение уравнения ax = b, где a и b – числа, x – переменная
Если a ≠ 0, b – любое число, то
.
Если a = 0, b ≠ 0, то нет корней.
Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.
Пример 2.
Решите уравнение:
1) ,
2) |5x + 7| = 2.
Решение:
1),
3(3x + 1) — 5(2x — 1) = 7x + 3,
9x + 3 — 10x + 5 = 7x + 3,
-8x = -5 |:(-8),
x = 0,625
Ответ: 0,625
Решим уравнение 2).
По определению модуля числа имеем 5x + 7 = ±2.
Таким образом, либо 5x + 7 = 2, откуда x = -1, либо 5x + 7 = -2, откуда x = -1,8. Получаем ответ: -1; -1,8.
Решение уравнения ax = b, где a и b – числа, x – переменная
Если a ≠ 0, b – любое число, то
.
Если a = 0, b ≠ 0, то нет корней.
Если a = 0, b = 0, то x – любое число.
Линейное уравнение с параметрами
Пример.
Решите уравнение (5x + 7)n = x — m, где m и n – некоторые числа, x – неизвестное
Решение:
5x · n + 7n = x — m,
5xn – x = -m — 7n,
x(5n — 1) = -m — 7n,
1) Если 5n — 1 ≠ 0, то есть n ≠ 0,2, то
.
Используя основное свойство дроби, получаем, что
.
2) Если 5n – 1 = 0, то есть n = 0,2, то уравнение примет вид 0 ∙ x = -m — 1,4;
Тогда при m = -1,4 корнем уравнения будет любое число,
при m ≠ -1,4 уравнение не имеет корней.
Рассмотрим задачу 1.
От пристани A до пристани B катер плывет по реке 15 минут, а обратно 20 минут. Найти скорость течения реки, если собственная скорость катера 14 км/ч.
Для её решения необходимо:
1. Провести ориентировку в тексте задачи.
1.1. Проанализировать условие и выявить данные (известные, дополнительные, скрытые).
1.2. Проанализировать вопрос задачи и выявить искомое.
1.3. Определить связи одноуровневые и межуровневые между данными и искомым.
1.4. Построить графическую схему, например, таблицу.
1.5. Установить в ней место искомого.
2. Спланировать способ решения задачи.
2.1. Подобрать метод, например, алгебраический.
2.2. Подобрать средства.
2.3. Подобрать действия для решения составленной математической модели.
3. Исполнить намеченный план решения и найти искомое.
4. Провести самоконтроль решения задачи, проверив, что найденное искомое не противоречит условию задачи.
5. Провести самооценку решения задачи.
6. Провести самокоррекцию выполненного решения задачи, если есть в том необходимость.
1 способ: Провести повторное решение задачи от начала до конца.
2 способ: Провести дополнительную деятельность для того, чтобы ответить на вопрос задачи.
3 способ: Решить задачу другим способом.
удовлетворяет условию
Ответ: 2км/ч.
3. Системы линейных уравнений с двумя неизвестными
Определение
Система двух уравнений первой степени с двумя неизвестными – это система вида
Где x и y – неизвестные,
– заданные числа,
причем и .
Определение
Решение системы двух уравнений с двумя неизвестными – это пара чисел x и y, которые при подстановке в эту систему обращают каждое ее уравнение в верное числовое равенство.
Решить систему уравнений – это значит найти все её решения или установить, что их нет.
Способы решения систем уравнений: способ подстановки и способ сложения.
Пример 3.
Решите систему способом подстановки
Для этого необходимо:
1. Выразить одну переменную через другую из какого-либо уравнения.
2. Подставить полученное выражение вместо выраженной переменной в другое уравнение.
3. Решить полученное уравнение относительно одной переменной.
4. Найти значение другой переменной, подставив найденный корень в формулу пункта 1.
5. Записать решение системы.
y = 6x — 4,
3x + 5(6x — 4) = 13,
3x + 30x — 20 = 13,
33x = 33,
x = 1.
y = 6 · 1 – 4 = 2
(1;2) – решение системы
Ответ: (1;2)
Пример 4.
Решите систему способом сложения
Для этого необходимо:
1. Домножить какое-либо уравнение системы или оба уравнения на такие числа, чтобы при почленном сложении уравнений получить уравнение относительно одной переменной.
2. Решить уравнение, полученное после почленного сложения.
3. Подставить найденный корень в какое-либо уравнение исходной системы.
4. Решить составленное уравнение.
5. Записать решение системы.
23x = 69,
x = 3,
2 · 3 + 3y = 3,
y = -1.
(3;-1) – решение системы
Ответ: (3;-1)
Решение системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными
Если , то система имеет единственное решение.
Если то система не имеет решений.
Если , то система имеет бесконечно много решений.
Система линейных уравнений с параметром
Пример 5.
Решите систему уравнений с параметром a:
Решение:
Решим систему способом подстановки. Выразим y из первого уравнения системы:
Подставим выражение вместо y во второе уравнение системы:
(a — 3)x + a((a + 1)x — a) = -9
Решим полученное уравнение относительно x:
1. Если , то есть , то система имеет единственное решение. Найдём это решение:
После сокращения получаем: .
Найдём соответствующее значение y, подставив вместо x в формулу
Получим .
Итак, если , то– решение системы.
2. Если и , то есть a = -3, то система имеет бесконечно много решений. Найдем в этом случае решения системы. Для этого подставим a = -3 в первое уравнение системы. Получим уравнение -2x – y = -3, из которого выразим y : y = 3 — 2x. Значит, (x; 3 — 2x), где x – любое число, (3 -2x) – решения системы.
3. Если и, то есть a = 1, то система не имеет решений.
Ответ: Если , то – решение системы;
если a = -3, то (x;3-2x), где x – любое число, — решения системы;
если a = 1, то система не имеет решений.
4. Решение линейных неравенств с одним неизвестным
Определение
Неравенство первой степени с одним неизвестными – это неравенство вида ax < b / ax > b / ax ≤ b / ax ≥ b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное.
Определение
Решение неравенства с одним неизвестным – это то значение неизвестного, при котором это неравенство обращается в верное числовое неравенство.
Решить неравенство – это значит найти все его решения или установить, что их нет.
Правило решения неравенства первой степени с одним неизвестным
1. Перенести с противоположными знаками члены, содержащие неизвестное, из правой части в левую, а не содержащие неизвестное – из левой части в правую.
2. Привести подобные члены в левой и правой частях неравенства.
3. Если коэффициент при неизвестном отличен от нуля, то разделить на него обе части неравенства.
5. Системы линейных неравенств с одним неизвестным
Решение системы неравенств с одним неизвестным – это значение неизвестного, при котором все неравенства системы обращаются в верные числовые неравенства.
Пример 6.
Решить неравенство 2x — 8 < 5,2x — 1,6.
Решение:
2x – 8 < 5,2x — 1,6,
2x — 5,2x < -1,6 + 8,
-3,2x < -9,6,
x > 3.
Ответ: x > 3
Решение неравенства ax < b
Если a > 0, то
Если a < 0, то
Если a = 0, b > 0, то x – любое число
Если a = 0, b ≤ 0 , то решений нет
Линейное неравенство с параметром
Пример 7.
Решите неравенство с параметром a:
a(2x — 1) < ax + 5
Решение:
2ax — a < ax + 5,
ax < 5 + a.
Если a > 0, то
Если a < 0, то
Если a = 0, то 0 · x < 5 верно для любого x, так как 0 < 5. В этом случае решением неравенства является любое число x.
Ответ: Если a > 0, то ; если a < 0, то ;
если a = 0, то x – любое число.
Решить систему неравенств – это значит найти все решения системы или установить, что их нет.
Пример 8.
Решить систему неравенств
Решим первое неравенство системы:
2x – 6 > 0, 2x > 6, x > 3.
Решим второе неравенство системы:
4x — 20 < 0, 4x < 20, x < 5.
Отметим найденные решения неравенств на координатной прямой.
Оба неравенства системы верны при 3 < x < 5.
Пример 9.
Решите неравенство |3 — 2x| < 7.
Данное неравенство означает то же что и двойное неравенство
-7 < 3 — 2x < 7.
Вычтем 3 из каждой части двойного неравенства, получим
-10 < -2x < 4, откуда делением на -2 каждой части неравенства найдём -2 < x < 5.