Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 10.
Раздел: «Предложение»
Тема: Простое и сложное предложения
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:
- либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);
- либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).
Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматические основы. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Предложение; простое предложение; сложное предложение; разбор предложения по членам предложения.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 31-34.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 16-17.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
http://resh.edu.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мы уже знаем, что предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.
Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения своё назначение.
В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
По количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.
Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:
- либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);
- либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).
Приведём пример.
Весёлые воробьи громко кричат на улице.
В этом предложение говорится о воробьях. Кто? Воробьи. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. О воробьях говорится, что они кричат. Воробьи (что делают?) кричат. Кричат – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа – воробьи кричат. Это предложение простое.
Весна.
В этом предложении говорится о весне. Что? Весна. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа – весна. Состоит из одного подлежащего. Это предложение простое.
Рано светает.
В этом предложении говорится о том, что светает. Что делает? Светает. Светает – это сказуемое. В этом предложении одна грамматическая основа – светает. Состоит из одного сказуемого. Это предложение простое.
Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматические основы. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.
Например,
Наступила осень, но сирень ещё не пожелтела.
В этом предложении говорится об осени и о сирени. Что? Осень. Это подлежащее. Что? Сирень. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Об осени говорится, что она наступила. Осень (что сделала?) наступила. Наступила – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – осень наступила. О сирени говорится, что она не пожелтела. Не пожелтела – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – сирень не пожелтела. В этом предложении две грамматические основы (осень наступила; сирень не пожелтела). Значит, предложение сложное, состоит из двух частей. Части сложного предложения соединяются союзом но и разделяются запятой.
Научимся давать характеристику простому и сложному предложению в устной и письменной форме.
Как дать характеристику предложению?
- Прочитаем предложение.
- Определим, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное, невосклицательное).
- Определим по наличию грамматических основ, какое это предложение – простое или сложное.
- Если предложение простое, то определим, какое оно по наличию главных и второстепенных членов предложения – распространённое или нераспространённое.
- Если предложение сложное, то по наличию грамматических основ определим, сколько частей в сложном предложении, как они соединены между собой и как разделены.
Например,
Ветер в поле воет.
- Прочитаем предложение.
- По цели высказывания — это предложение – повествовательное. В нём сообщается о том, что ветер в поле воет.
- По интонации – невосклицательное; так как сообщается без особых чувств.
- Грамматическая основа: ветер воет. Значит, предложение простое.
- По наличию главных и второстепенных членов – распространённое. Воет (где?) в поле.
Приведём пример письменного разбора этого предложения:
Ветер в поле воет. (Повеств., невоскл., простое, распростр.).
Ветер в поле воет, дождик моросит.
- Прочитаем предложение.
- По цели высказывания — это предложение – повествовательное. В нём сообщается о том, что ветер в поле воет, дождик моросит.
- По интонации – невосклицательное; так как сообщается без особых чувств.
- Грамматические основы: ветер воет, дождик моросит. Значит, предложение сложное, состоит из двух частей; соединяется по интонации, разделяется запятой.
Приведём пример письменного разбора этого предложения:
Ветер в поле воет, дождик моросит. (Повеств., невоскл., сложное, состоит из 2 частей).
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 1. базовый уровень сложности.
Тип – установление соответствий между элементами двух множеств.
Текст вопроса.
Соедините понятие и соответствующие вопросы.
Члены предложения | Вопросы |
Подлежащие | Что делает? Что сделал? … |
Сказуемые | Кому? Какой? Где? Когда? |
Второстепенные члены | Кто? Что? |
Правильный ответ.
Члены предложения | Вопросы |
Подлежащие | Кто? Что? |
Сказуемые | Что делает? Что сделал? … |
Второстепенные члены | Кому? Какой? Где? Когда? |
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали.
- Вспомните, какие есть члены предложения, как называются главные члены предложения, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.
- Прочитайте содержание таблицы, установите соответствия.
7. Проверьте, правильно ли выполнили задание.
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 2. Базовый уровень сложности.
Тип – подчёркивание.
Текст вопроса.
Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы.
По берегам реки растёт ива.
Прозвенел звонок, и ребята вышли на перемену.
Птицы долго кружились над полями и холмами.
В лесу звери готовятся к зиме, а птицы улетают в тёплые края.
Правильный ответ
По берегам реки растёт ива.
Прозвенел звонок, и ребята вышли на перемену.
Птицы долго кружились над полями и холмами.
В лесу звери готовятся к зиме, а птицы улетают в тёплые края.
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали.
- Прочитайте предложения.
- Определите в предложении главные члены предложения.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Проверьте, правильно ли выполнили задание.