Урок 10. Простое и сложное предложение

Поделиться:
Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 10.

Раздел: «Предложение»

Тема: Простое и сложное предложения

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:

  • либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);
  • либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматические основы. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Предложение; простое предложение; сложное предложение; разбор предложения по членам предложения.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 31-34.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 16-17.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

http://resh.edu.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже знаем, что предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.

Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения своё назначение.

В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

По количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.

Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:

  • либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);
  • либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).

Приведём пример.

Весёлые воробьи громко кричат на улице.

В этом предложение говорится о воробьях. Кто? Воробьи. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. О воробьях говорится, что они кричат. Воробьи (что делают?) кричат. Кричат – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа – воробьи кричат. Это предложение простое.

Весна.

В этом предложении говорится о весне. Что? Весна. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа – весна. Состоит из одного подлежащего. Это предложение простое.

Рано светает.

В этом предложении говорится о том, что светает. Что делает? Светает. Светает – это сказуемое. В этом предложении одна грамматическая основа – светает. Состоит из одного сказуемого. Это предложение простое.

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматические основы. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.

Например,

Наступила осень, но сирень ещё не пожелтела.

В этом предложении говорится об осени и о сирени. Что? Осень. Это подлежащее. Что? Сирень. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Об осени говорится, что она наступила. Осень (что сделала?) наступила. Наступила – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – осень наступила. О сирени говорится, что она не пожелтела. Не пожелтела – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – сирень не пожелтела. В этом предложении две грамматические основы (осень наступила; сирень не пожелтела). Значит, предложение сложное, состоит из двух частей. Части сложного предложения соединяются союзом но и разделяются запятой.

Научимся давать характеристику простому и сложному предложению в устной и письменной форме.

Как дать характеристику предложению?

  1. Прочитаем предложение.
  2. Определим, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное, невосклицательное).
  3. Определим по наличию грамматических основ, какое это предложение – простое или сложное.
  4. Если предложение простое, то определим, какое оно по наличию главных и второстепенных членов предложения – распространённое или нераспространённое.
  5. Если предложение сложное, то по наличию грамматических основ определим, сколько частей в сложном предложении, как они соединены между собой и как разделены.

Например,

Ветер в поле воет.

  1. Прочитаем предложение.
  2. По цели высказывания — это предложение – повествовательное. В нём сообщается о том, что ветер в поле воет.
  3. По интонации – невосклицательное; так как сообщается без особых чувств.
  4. Грамматическая основа: ветер воет. Значит, предложение простое.
  5. По наличию главных и второстепенных членов – распространённое. Воет (где?) в поле.

Приведём пример письменного разбора этого предложения:

Ветер в поле воет. (Повеств., невоскл., простое, распростр.).

Ветер в поле воет, дождик моросит.

  1. Прочитаем предложение.
  2. По цели высказывания — это предложение – повествовательное. В нём сообщается о том, что ветер в поле воет, дождик моросит.
  3. По интонации – невосклицательное; так как сообщается без особых чувств.
  4. Грамматические основы: ветер воет, дождик моросит. Значит, предложение сложное, состоит из двух частей; соединяется по интонации, разделяется запятой.

Приведём пример письменного разбора этого предложения:

Ветер в поле воет, дождик моросит. (Повеств., невоскл., сложное, состоит из 2 частей).

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1. базовый уровень сложности.

Тип – установление соответствий между элементами двух множеств.

Текст вопроса.

Соедините понятие и соответствующие вопросы.

Члены предложения

Вопросы

Подлежащие

Что делает? Что сделал? …

Сказуемые

Кому? Какой? Где? Когда?

Второстепенные члены

Кто? Что?

Правильный ответ.

Члены предложения

Вопросы

Урок 10. Простое и сложное предложениеПодлежащие

Кто? Что?

Урок 10. Простое и сложное предложениеСказуемые

Что делает? Что сделал? …

Второстепенные члены

Кому? Какой? Где? Когда?Урок 10. Простое и сложное предложение

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали.
  5. Вспомните, какие есть члены предложения, как называются главные члены предложения, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.
  6. Прочитайте содержание таблицы, установите соответствия.

7. Проверьте, правильно ли выполнили задание.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 2. Базовый уровень сложности.

Тип – подчёркивание.

Текст вопроса.

Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы.

По берегам реки растёт ива.

Прозвенел звонок, и ребята вышли на перемену.

Птицы долго кружились над полями и холмами.

В лесу звери готовятся к зиме, а птицы улетают в тёплые края.

Правильный ответ

По берегам реки растёт ива.

Прозвенел звонок, и ребята вышли на перемену.

Птицы долго кружились над полями и холмами.

В лесу звери готовятся к зиме, а птицы улетают в тёплые края.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали.
  5. Прочитайте предложения.
  6. Определите в предложении главные члены предложения.
  7. Подчеркните главные члены предложения.
  8. Проверьте, правильно ли выполнили задание.