Урок 11. Закрепление знаний по теме «Предложения»

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 3 класс

Урок № 11

Раздел. Текст. Предложение. Словосочетание.

Тема. Закрепление знаний по теме «Предложение»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое предложение, определять, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, находить главные и второстепенные члены предложения, различать простое и сложное предложение.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)

Предложение, простое предложение, сложное предложение, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения, повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное, невосклицательное.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • Что мы знаем и над чем необходимо еще поработать в теме «Предложения»

Научимся:

  • Самостоятельно формулировать учебные задачи;
  • Обобщать знания и умения по теме «Предложения».

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим иллюстрации. Определим, какая из иллюстраций отражает понятие «предложение».

Урок 11. Закрепление знаний по теме «Предложения» Урок 11. Закрепление знаний по теме «Предложения» Урок 11. Закрепление знаний по теме «Предложения»

Проверим: на первой картинке изображена посуда: кофеварка, чайник, ложки, вилки, ножи, чашка, тарелка, кувшин, стакан, сковорода. Это слова. На второй картинке изображено, как девочка моет посуду. Девочка моет посуду. Это предложение. На третьей картинке изображено, как девочка играет с куклой. Девочка стирает бельё для куклы. Девочка шьёт одежду для куклы. Девочка играет с куклой. Это текст.

Сегодня на уроке мы обобщим всё, что мы знаем о предложении, научимся отличать предложение от слов и текста.

Отметим, на какие вопросы мы сможем ответить:

  • что такое предложение;
  • какие бывают предложения по цели высказывания и интонации;
  • как определить главные и второстепенные члены предложения;
  • как различить простое и сложное предложение.

Проверим и повторим всё, что мы знаем по теме «Предложение».

  1. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.

Наступила золотая осень. Это предложение, потому что оно состоит из слов, которые выражают законченную мысль и связаны по смыслу и грамматически.

  1. Предложения бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.

Пришла осень. Это повествовательное предложение, так как в нём повествуется, рассказывается о том, что осень пришла.

Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.

Как ты живёшь, синичка? Это вопросительное предложение. В нём задаётся вопрос.

Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.

Береги своё здоровье. Это побудительное предложение. В нём побуждают к действию.

  1. В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

Подлежащееглавный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?

Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.

Птицы летят. Ветер дует.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? что делали? что сделали?

Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.

Дети играют. Дождь льёт.

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

Слова, которые не составляют грамматическую основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Птицы летят в небе.

Птицы – подлежащее

Летят – сказуемое

Летят (где?) в небе – второстепенный член предложения

Дует холодный ветер.

Ветер – подлежащее

Дует – сказуемое

Ветер (какой?) холодный – второстепенный член предложения

По количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.

  1. Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:
  • либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);
  • либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).

Приведём пример.

Весёлые воробьи громко кричат на улице.

В этом предложение говорится о воробьях. Кто? Воробьи. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. О воробьях говорится, что они кричат. Воробьи (что делают?) кричат. Кричат – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа – воробьи кричат. Это предложение простое.

Весна.

В этом предложении говорится о весне. Что? Весна. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа – весна. Состоит из одного подлежащего. Это предложение простое.

Рано светает.

В этом предложении говорится о том, что светает. Что делает? Светает. Светает – это сказуемое. В этом предложении одна грамматическая основа – светает. Состоит из одного сказуемого. Это предложение простое.

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматические основы. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.

Например,

Наступила осень, но сирень ещё не пожелтела.

В этом предложении говорится об осени и о сирени. Что? Осень. Это подлежащее. Что? Сирень. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Об осени говорится, что она наступила. Осень (что сделала?) наступила. Наступила – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – осень наступила. О сирени говорится, что она не пожелтела. Не пожелтела – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – сирень не пожелтела. В этом предложении две грамматические основы (осень наступила; сирень не пожелтела). Значит, предложение сложное, состоит из двух частей. Части сложного предложения соединяются союзом но и разделяются запятой.

Контрольный модуль

Вариант 1.

Базовый уровень.

1. Прочитайте. Укажите, какая из записей является предложением.

  • На море.
  • На море бьются огромные волны.
  • На море бьются огромные волны. Бешено кричат чайки.
  • Установите соответствия.

Скоро закончится сеанс фильма?

Повествовательное предложение

Береги честь смолоду.

Вопросительное предложение

В саду поспели груши и сливы.

Побудительное предложение

2. Правильно расставьте знаки препинания.

Береги своё здоровье______

Улетай, туча__________

Вот пришли морозы__________

Повышенный уровень.

  1. Прочитайте. Подчеркните повествовательное восклицательное предложение.

В лес пришла осень. Красиво стало в лесу! Скоро ли наступит зима?

  1. Прочитайте. Укажите, в каком предложении главные члены предложения указаны неверно.

Подснежники распускаются ранней весной.

Весна уж наступила.

Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.

  1. Прочитайте. Укажите «+», какие предложения являются простыми.
  • Лес встретил нас звонкими голосами птиц, они собирались улетать в тёплые страны.
  • В саду поспели груши, яблоки, сливы.
  • Наступила зима, пришли морозы.

Вариант 2.

Базовый уровень.

  1. Прочитайте. Укажите, какая из записей является предложением.
  • В лесу.
  • В лесу поспела черника.
  • В лесу поспела черника. Нужно обязательно полакомиться этой вкусной ягодой.
  1. Установите соответствия.

Скоро мы пойдём гулять?

Повествовательное предложение

Принеси мне воды.

Вопросительное предложение

В лесу поспела морошка.

Побудительное предложение

  1. Правильно расставьте знаки препинания.

Берегите своё здоровье______

Улетай, туча__________

Начались долгожданные каникулы__________

Повышенный уровень.

  1. Прочитайте. Подчеркните вопросительное невосклицательное предложение.

В лес пришла осень. Красиво стало в лесу! Скоро ли наступит зима?

  1. Прочитайте. Укажите, в каком предложении главные члены предложения указаны неверно.

Подснежники распускаются ранней весной.

Весна уж наступила.

Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.

  1. Прочитайте. Укажите «+», какие предложения являются сложными.
  • Лес встретил нас звонкими голосами птиц, они собирались улетать в тёплые страны.
  • В саду поспели груши, яблоки, сливы.
  • Наступила зима, пришли морозы.