Конспект урока
Русский язык, 1 класс
Урок № 12.
Тема:А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Буква Р и звуки
[р] [р’]
Цель урока – изучить звуки [р] и [р’] и букву Р, р.
Задачи:
- Научиться выделять на слух, различать и находить в словах согласные звуки [р] и [р’] и давать им характеристику.
- Познакомиться с буквами Р, р и научиться их писать.
- Потренироваться выделять слоги в словах, составлять звуковые схемы к словам, ставить ударение, читать слова и предложения, составлять небольшие тексты.
- Прочитать отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Результаты:
- Научимся различать звуки [р] и [р’] и букву Р, р.
- Дадим полную характеристику звукам [р] и [р’].
- Составим звуковые схемы слов с новыми звуками и предложения из слов с новой буквой.
- Проанализируем отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Тезаурус:
Буква Р, р – 18 буква русского алфавита.
Буква Р, р обозначает два звука:
[р] – согласный, звонкий, твёрдый.
[р’] – согласный, звонкий, мягкий.
Список литературы:
Обязательная литература
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 128 с. С.
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 111 с. С.
Дополнительная литература
- Герасимова Д. Азбука превращений – М.: Лабиринт Пресс, 2013. – С.
- Маршак С.Я. Весёлая азбука. Стихи. – М.: Оникс 21 век, 2004. – С.
- Сапгир Г. Азбука. – М.: РОСМЭН, 1996. – С.
Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – С.-Пб.: ОАО ДЕТГИЗ, 2008 – С.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Буква Р, р может обозначать два звука: твёрдый [р] и мягкий [р’].
Перед гласными А, О, У, Ы буква Р, р обозначает твёрдый звук [р], а перед гласными И, Я, Ю, Е,Ё – мягкий [р’].
Звуки [р] и [р’] – согласные и звонкие.
Например:
Старуха
Старик
Задание 1. Прочитайте отрывок. Кто его автор? Как называется эта сказка? Назовите слова, в которые есть буква «Р».
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря,
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
А.С. Пушкин
Задание 2
Что значит слово «невод» в отрывке из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? Проверьте себя по словарю:
https://gufo.me/dict/ozhegov
Инструкция: Перейдите по ссылке -> введите в поисковой строке слово -> прочитайте значение.
Задание 3. Мы уже изучили буквы, обозначающие согласные звуки К, Н, С, У, Т, Л
Распределите их на две группы: глухие и звонкие.
Глухие | Звонкие |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 4.
Раскрасьте звуковые схемы слов. Помните, что красным обозначаются гласные звуки, синим – согласные твёрдые, а зелёным – согласные мягкие.
Рука
Рита
Рис
Рыбка
Задание 5.
Распределите грибы по разным корзинкам. В первую – грибы, в названии которых слышим звук [р], а во вторую – со звуком [р’].
Картинки грибов с подписями: мухомор, рыжик, грузди, сыроежки, подберезовик, гриб дождевик.
МУХОМОР | РЫЖИК | ГРУЗДИ |
СЫРОЕЖКИ | ПОДБЕРЕЗОВИК | ГРИБ ДОЖДЕВИК |
[р] | [р’] |
Задание 6.
Вставьте слова в тексты.
У Тараса ___________. Тарас косит луг.
У Ларисы ___________. Коса руса
У Нины _________. Нина варит суп.
У Толи _________. Толя стреляет.
Обратите внимание! Слова одинаковые, а значения разные.
Задание 7.
Прочитайте буквы:
А О И Ы У Р
Составьте слоги-слияния с буквой «Р» и напечатайте их.
Задание 8.
Закончите предложения подходящими картинками.
Ри-ри-ри – на ветках … Ра-ра-ра – на березе … Ры-ры-ры – дети встали в … Ру-ру-ру – лиса спряталась в |
Задание 9.
Прочитайте текст. Выделите синим цветом все буквы, которые обозначают твёрдый звук [р], а зелёным – мягкий звук [р’].
У Карины и Полины есть кисти, краски и две картины. Карина нарисовала астры. А Полина раскрасила ирисы.
Задание 10.
Отгадайте загадки и решите кроссворд.
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
| 2 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Приказало солнце – стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
- Я под шляпкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.
- Подарить открытку маме,
Дать злодею тумака
И здороваться с друзьями
Помогает нам …
- Похож я с виду на горох.
Где я пройду — переполох.
Задание 11. Выберите правильную характеристику для звука [р].
А) звонкий, согласный, твёрдый
Б) глухой, согласный, мягкий
В) звонкий, согласный, мягкий
Г) гласный, ударный
Задание 12. В прописи потренируйтесь писать буквы Р,р.
ОТВЕТЫ:
Задание 3.
Глухие: К, С, Т
Звонкие: Л, Н
Задание 4.
Рука
Рита
Рис
Рыбка
Задание 5.
мухомор, рыжик, грузди, сыроежки – [р]
подберезовик, гриб дождевик – [р‘]
Задание 6.
Коса, коса, лук, лук
Задание 8.
1 – снегири, 2 – коры, 3 – пары, 4 – нора (в нору)
Задание 9.
У Карины и Полины две картины. Карина нарисовала астры. А Полина раскрасила ирисы.
Задание 10.
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
| г |
|
|
|
|
|
| р |
|
|
|
| 3 |
| а |
| 2 |
|
1 | р | а | д | у | г | а |
| у |
|
|
| р |
|
| к |
|
|
| и |
|
| а |
|
|
| б |
|
Задание 11. А