Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 12
Раздел: Текст. Предложение. Словосочетание
Тема: Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое словосочетание, находить словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слово в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.
Тезаурус: словосочетание, главное и зависимое слово.
Список литературы:
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое словосочетание;
Научимся:
- определять словосочетание в предложении;
- определять в словосочетании главное и зависимое слово;
- приводить примеры словосочетаний.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи. Что общее и чем различаются подписи и картинки?
Красный цветок. Красная Шапочка собирает красные цветы.
Проверим: на первой иллюстрации изображён красный цветок. Подпись: два слова, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. На второй иллюстрации изображено, как девочка в Красной Шапочке собирает букет из цветов. Подпись: Красная Шапочка собирает красные цветы. Это предложение.
Сделаем вывод: о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Речь пойдет о словах, связанных друг с другом по смыслу и предложениях.
Тема нашего урока: Словосочетание.
Мы узнаем, что такое словосочетание, как определять слова в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.
Прочитаем предложение.
В поле созрела густая пшеница.
Определим в этом предложении главные члены и второстепенные члены предложения.
В этом предложении идёт речь о пшенице. Что? Пшеница. Это подлежащее. Подчеркнём слово пшеница одной чертой. О пшенице говорится, что она созрела. Пшеница (что сделала?) созрела. Созрела – это сказуемое. Подчеркнём слово созрела двумя чертами. Главные члены предложения – пшеница созрела.
Определим второстепенные члены предложения.
Найдем второстепенный член предложения, который относится к подлежащему. Пшеница (какая?) густая. Найдём второстепенный член предложения, который относится к сказуемому. Созрела (где?) в поле.
Мы выписали два словосочетания:
- Пшеница (какая?) густая.
- Созрела (где?) в поле.
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
X | ||
Пшеница (какая?)густая | ||
|
Над главным словом в словосочетании ставится знак X , а связь главного слова с зависимым осуществляется с помощью вопроса.
Обратим внимание, что подлежащее и сказуемой словосочетанием не являются.
Разбор заданий
Вариант 1.
Базовый уровень.
- Прочитайте. Допишите, чтобы высказывание было верным.
________________ – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
- Прочитайте. Укажите словосочетания.
Жёлтые листья закружились в воздухе.
- Листья (что сделали?) закружились.
- Закружились (где?) в воздухе.
- Листья (какие?) жёлтые.
- Прочитайте предложение.
Кузнечики весело стрекочут в траве.
Допишите так, чтобы получилось словосочетание.
Стрекочут (как?) _________
Стрекочут (где?) _____________
Повышенный уровень
- Прочитайте. Укажи словосочетания.
1. туча спит,
2. солнце скрылось,
3. скрылось за тучами,
4. бежит быстро.
2. Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.
X | ||
| ||
|
3.Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.
Катя выполнила задание так:
Словосочетание | Грамматическая основа |
Бежать в лесу | Пишет маме |
Красное яблоко | Лес дремлет |
Никита выполнил задание так:
Словосочетание | Грамматическая основа |
Бежать в лесу | Мама пишет |
Красное яблоко | Лес дремлет |
Кто из ребят выполнил задание правильно?
Вариант 2.
Базовый уровень.
- Прочитайте. Допишите, чтобы высказывание было верным.
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по ____________ и грамматически.
- Прочитайте. Укажите словосочетания.
Усталое солнце по небу гуляет.
- Солнце (что делает?) гуляет.
- Солнце (какое?) усталое.
- Гуляет (где?) по небу.
- Прочитайте предложение.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Допишите так, чтобы получилось словосочетание.
Берёзе (какой?) _______
Щебечут (где?) __________
Повышенный уровень.
- Прочитайте. Укажите словосочетания.
1. солнце встало,
2. солнце красное,
3. скрылось за тучами,
4. ярко светит.
. 2. Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.
X | ||
| ||
|
3.Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.
Аня выполнила задание так:
Словосочетание | Грамматическая основа |
Красным шарфом | Красный шарф |
Бежать в лесу | Бежал мальчик |
Игорь выполнил задание так:
Словосочетание | Грамматическая основа |
Роет в лесу | Осень наступила |
Спит на земле | Крот роет |
Кто из ребят выполнил задание правильно?