Урок 12. Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание

Поделиться:
Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 12

Раздел: Текст. Предложение. Словосочетание

Тема: Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое словосочетание, находить словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слово в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

Тезаурус: словосочетание, главное и зависимое слово.

Список литературы:

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое словосочетание;

Научимся:

  • определять словосочетание в предложении;
  • определять в словосочетании главное и зависимое слово;
  • приводить примеры словосочетаний.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи. Что общее и чем различаются подписи и картинки?

Урок 12. Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание Урок 12. Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание

Красный цветок. Красная Шапочка собирает красные цветы.

Проверим: на первой иллюстрации изображён красный цветок. Подпись: два слова, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. На второй иллюстрации изображено, как девочка в Красной Шапочке собирает букет из цветов. Подпись: Красная Шапочка собирает красные цветы. Это предложение.

Сделаем вывод: о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Речь пойдет о словах, связанных друг с другом по смыслу и предложениях.

Тема нашего урока: Словосочетание.

Мы узнаем, что такое словосочетание, как определять слова в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

Прочитаем предложение.

В поле созрела густая пшеница.

Определим в этом предложении главные члены и второстепенные члены предложения.

В этом предложении идёт речь о пшенице. Что? Пшеница. Это подлежащее. Подчеркнём слово пшеница одной чертой. О пшенице говорится, что она созрела. Пшеница (что сделала?) созрела. Созрела – это сказуемое. Подчеркнём слово созрела двумя чертами. Главные члены предложения – пшеница созрела.

Определим второстепенные члены предложения.

Найдем второстепенный член предложения, который относится к подлежащему. Пшеница (какая?) густая. Найдём второстепенный член предложения, который относится к сказуемому. Созрела (где?) в поле.

Мы выписали два словосочетания:

  • Пшеница (какая?) густая.
  • Созрела (где?) в поле.

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

X

Пшеница (какая?)густая

X

Созрела (где?) в поле

Над главным словом в словосочетании ставится знак X , а связь главного слова с зависимым осуществляется с помощью вопроса.

Обратим внимание, что подлежащее и сказуемой словосочетанием не являются.

Разбор заданий

Вариант 1.

Базовый уровень.

  1. Прочитайте. Допишите, чтобы высказывание было верным.

________________ – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

  1. Прочитайте. Укажите словосочетания.

Жёлтые листья закружились в воздухе.

  • Листья (что сделали?) закружились.
  • Закружились (где?) в воздухе.
  • Листья (какие?) жёлтые.
  1. Прочитайте предложение.

Кузнечики весело стрекочут в траве.

Допишите так, чтобы получилось словосочетание.

Стрекочут (как?) _________

Стрекочут (где?) _____________

Повышенный уровень

  1. Прочитайте. Укажи словосочетания.

1. туча спит,

2. солнце скрылось,

3. скрылось за тучами,

4. бежит быстро.

2. Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.

X

  1. Лес (какой?)густая

X

2. Нашли (где?) в поле

3.Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

Катя выполнила задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Бежать в лесу

Пишет маме

Красное яблоко

Лес дремлет

Никита выполнил задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Бежать в лесу

Мама пишет

Красное яблоко

Лес дремлет

Кто из ребят выполнил задание правильно?

Вариант 2.

Базовый уровень.

  1. Прочитайте. Допишите, чтобы высказывание было верным.

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по ____________ и грамматически.

  1. Прочитайте. Укажите словосочетания.

Усталое солнце по небу гуляет.

  • Солнце (что делает?) гуляет.
  • Солнце (какое?) усталое.
  • Гуляет (где?) по небу.
  1. Прочитайте предложение.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Допишите так, чтобы получилось словосочетание.

Берёзе (какой?) _______

Щебечут (где?) __________

Повышенный уровень.

  1. Прочитайте. Укажите словосочетания.

1. солнце встало,

2. солнце красное,

3. скрылось за тучами,

4. ярко светит.

. 2. Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.

X

  1. Море (какое?) тёплое

X

2. Купались (где?) в море

3.Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

Аня выполнила задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Красным шарфом

Красный шарф

Бежать в лесу

Бежал мальчик

Игорь выполнил задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Роет в лесу

Осень наступила

Спит на земле

Крот роет

Кто из ребят выполнил задание правильно?