Конспект урока
Русский язык
11 класс
Урок №13
Тема: Культура разговорной речи.
Перечень рассматриваемых вопросов
Урок посвящен теме «Культура разговорной речи». На уроке обучающиеся смогут узнать об основных жанрах разговорной речи и особенностях речевого этикета в официально-деловой, научной, публицистической сферах общения. Познакомятся с невербальными средствами общения и спецификой общения в интернете.
Тезаурус основных терминов и понятий:
Слова-дуплеты — лингвистический дублет, также языковой дублет или просто дублет (от фр. doublet, или прилаг. double — двойной) — в языкознании под дублетами понимают лексические единицы и группы единиц, одинаковых или близких по значению, связанных с одной и той же производящей основой этимологически, но в процессе эволюционного развития языка дифференцированных семантически и/или стилистически.
Также, наоборот, дублетами называются слова (или сочетания), отличающиеся фонетически, морфологически или синтаксически, но несущие полностью совпадающие значения: тво́рог — творо́г, камешек — камушек, (чашка) чаю — чая, приверженность науке — приверженность к науке.
Слова-джокеры (или слова-«губки») — это слова, значение которых определяется ситуацией или контекстом.
Диссидент (от лат. dissidens) — человек, отстаивающий взгляды, которые радикально расходятся с общепринятыми. Инакомыслящий, не согласный с господствующей доктриной.
Консенсус – ( от лат.consensus — согласие) способ разрешения конфликтов, при котором участники приходят к всеобщему согласию.
Культурная грамотность – система знаний из разных областей науки, культуры, искусства. Необходимая человеку для того. Чтобы ориентироваться в современном мире.
Либеральный – (от лат. liberalis – свободный) cвободомыслящий, стоящий за свободный образ правления.
Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
О́да (от греч. ᾠδή «песнь») — жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра.
Панегирик (греческое panegyrikos, от panegyris — «всенародное торжество») — всякое чрезмерное, безоговорочное и некритическое восхваление.
Речевая избыточность, или же многословие, подразумевает передачу одной и той же мысли в предложении и высказывании. К основным видам подобных ошибок, связанных с лексической недостаточностью, относятся в первую очередь тавтология, плеоназм и повтор слов в предложениях.
Речевое клише — стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях.
Сленг — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей.
Смайлик — это «выражение лица», составленное из различных символов: двоеточие — глаза, дефис — нос, скобка — рот. Если посмотреть на эти сочетания сбоку, то становится очевидным «настроение» смайлика — радость, печаль, удивление.
Спикер ( от анг. speaker – оратор) — председатель палаты парламента,в широком смысле, тот, кто говорит.
Тренд — главная, преобладающая тенденция в развитии чего-либо.
Спам — отправка лишней информации рекламного характера, побуждающее на переход по ссылке просмотр какого-либо контента.
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству, исолзуемое для пояснения одного другим.
Троллинг — инициативный вид оскорблений в информационном сообществе, строящийся на желании активно столкнуть противоборствующие стороны, по-русски «ловля на блесну».
Фейк — подделка, фальсификация, распространяемая в интернете, в виде обработанных фотошопом фотографий, фальшивых новостей и т.д.
Флейм — продолжительный, оскорбительный спор в электронном сообществе, словесная война (по-русски «пламя»)
Флуд — отправка лишней, бесполезной информации не рекламного характера.
Форум – платформа для общения между пользователями интернета на одну тему или несколько тем.
Чат – средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени.
Эвфемизмы — слова и словосочетания, заменяющие более грубые синонимы.
Эмотикон — пиктограмма, изображающая эмоцию, в виде типографических знаков.
Экспрессия — выразительно-изобразительные качества речи, отличающие её от нейтральной и придающие ей образность и стилистическую окрашенность.
Эпитет – образное определение предмета или действия.
Языковая личность – носитель языка, охарактеризованный на основе анализа произведённых им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных средств данного языка для отражения видения им окружающей действительности (картины мира) и для достижения определённых целей в этом мире.
Обязательная литература:
Власенков А.И., Русский язык. 10-11классы. Базовый уровень Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень.// Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. М.: 2009. — 287 с.
Дополнительная литература:
Тарасова Т. А., Искусство речи: учебно-практическое пособие// Тарасова Т. А. Директ-Медиа: 2014.- 453 с.;
Черняк В.Д., Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров// В.Д. Черняк – М: издательство Юрайт; ИД Юрайт,2012. – 494 с.;
Стилистика русского языка.10 -11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М: Дрофа, 2001. -304 с.
Интернет-ресурсы:
Речевая избыточность. Тавтология. Плеоназм./Информационный портал FB.ru URL:http://fb.ru/article/249916/rechevaya-izbyitochnost-tavtologiya-pleonazm (дата обращения — 30.11.2018).
Материал для самостоятельного изучения темы
Культура речи, и разговорной в том числе, в современном её понимании предполагает владение нормами литературного языка, куда входит умение осуществлять выбор языковой единицы в зависимости от ситуации общения, умение отбирать языковые средства для достижения коммуникативных целей, а также соблюдение этики общения. Важным средством речевой культуры является способность различать функциональные разновидности языка, свободно пользоваться любым из них.
Академик Лев Владимирович Щерба называл разговорную речь кузницей, в которой куются словесные новшества, входящие затем во всеобщее употребление. Хотя разговорную речь отличают стилистическая непринужденность и даже некоторая небрежность, чем выше образовательный, интеллектуальный уровень собеседников, тем больше их речь соответствует языковым нормам. Культура разговорной речи напрямую связана с общей культурой личности, так называемой культурной грамотностью.
Разговорная речь прежде всего реализуется в устной форме. Принято выделять такие жанры устной речи, как рассказ, беседа, спор, разговор. Эти жанры реализуются во всех сферах общения. Например, рассказ о туристической поездке, защитное слово адвоката, доказательство теоремы, информационная сводка о военных событиях. Разговорная речь, прежде всего, устная форма, усиливается невербальными средствами общения, которые в особой форме существуют и в интернет-общении. Только хорошее владение родным языком даёт личности возможность в полной мере реализовать себя в профессиональной сфере.
Тренировочный модуль
Задание 1.
Вам даны нейтральные слова и стилистически окрашенные, характерные для разговорной речи. Подберите соответствия к приведённым словам:
Нейтральная лексика | Разговорная лексика |
биться | |
Болезнь | |
тащиться | |
Рукоплескать | |
Ничегонеделание | |
Ввалиться | |
Изгнать |
Слова для ответа: Аплодировать безделье, брести, войти, выпереть, драться, недуг.
Ответ:
Нейтральная лексика | Разговорная лексика |
биться | драться |
Болезнь | недуг. |
брести | тащиться |
Аплодировать | Рукоплескать |
Ничегонеделание | безделье |
войти | Ввалиться |
Изгнать |
Задание 2.
Научный стиль реализуется прежде всего в письменной речи, но с развитием СМИ возрастает роль устной формы общения в научной сфере.
Отредактируйте приведенные тезисы устных выступлений на научных конференциях, зачеркнув «лишнее» слово (речевая избыточность):
1)Был намечен целый ряд экспедиций. 2)Свое образование Паллас закончил уже в Голландии. 3)Три года тому назад состоялась первая конференция.4)Конечно, всё же главное внимание Палласа привлекли биологические проблемы.5) По проекту архитекторов Ф.Багирова и А. Курбаналиева строится монумент в память воинам, павшим в Великой Отечественной войне. 5) Многие пособия изготовлены силами самих учащихся. 6)Для того чтобы оценить влияние внешнего поля на чистоту ЯКР, необходимы дополнительные наблюдения.7) По-новому изложен весь вопрос об экскреции.
Ответ:
1)Был намечен целый ряд экспедиций. 2)Свое образование Паллас закончил уже в Голландии. 3)Три года тому назад состоялась первая конференция.4)Конечно, всё главное внимание Палласа привлекли биологические проблемы.5) По проекту архитекторов Ф.Багирова и А. Курбаналиева строится монумент в память воинам, павшим в Великой Отечественной войне. 5) Многие пособия изготовлены силами самих учащихся. 6)Для того чтобы оценить влияние внешнего поля на чистоту ЯКР, необходимы дополнительные наблюдения.7) По-новому изложен весь вопрос об экскреции.