Урок 15. Выразительность художественной речи

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 11 класс. Урок № 15

Выразительность художественной речи

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Цель данного урока состоит в изучении средств выразительности художественной речи, относящихся к лексике, синтаксису, морфологии и словообразованию.

Задачи урока состоят в том, чтобы: дать вам представление о выразительности художественной речи и выразительных средствах разных языковых уровней; научить вас характеризовать фрагменты прозаических и поэтических художественных текстов с точки зрения использованных изобразительно-выразительных средств разных языковых уровней; научить вас использовать изобразительно-выразительные средства разных языковых уровней

Глоссарий по теме

Аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

Гипербола — чрезмерное преувеличение с целью увеличения образности.

Ирония — употребление слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

Литота — чрезмерное преуменьшение с целью увеличения образности.

Метафора — слово или устойчивое выражение, употребленные в переносном значении, для определения предмета или явления на основе какого-либо свойства, аналогии.

Метонимия — слово или выражение, употребленные в переносном значении для определения предмета или явления на основе непосредственной внешней или внутренней связи двух предметов или явлений.

Окказионализм — слово, образованное по непродуктивной модели, используемое только в условиях данного контекста.

Оксюморон — средство стилистической выразительности, состоящее в сочетании контрастных по значению слов.

Олицетворение — приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.

Синекдоха — разновидность метонимии, основанная на количественном отношении между предметами (часть вместо целого и целое вместо части, единственное число вместо множественного и множественное вместо единственного и др.).

Сравнение — слово и выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Троп — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Фигура речи — средство выразительности, в основе которого лежит особое построение предложения.

Эпитет — образное определение предмета или явления, подчеркивающее их характерное свойство.

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

  1. Москвин В. П. Русская метафора. Очерк семиотической теории. — Изд. 2, перераб. и доп. — М.: ЛЕНАНД, 2006 – 200 с.;
  2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985 – 399 с.

Теоретический материал для самостоятельного обучения

В художественной речи используются возможности лексики, синтаксиса, морфологии, словообразования. Выразительные средства лексики, или тропы, основываются на использовании переносных значений слов. К тропам относятся аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, оксюморон, синекдоха, сравнение, эпитет. К выразительным средствам синтаксиса (фигурам речи) относятся градация, антитеза, параллелизм, анафора, перифраза, инверсия. Среди выразительных средств морфологии выделяют использование грамматических форм в непрямом значении и преобладание в тексте одной части речи. Окказионализмы и суффиксы субъективной оценки являются выразительными средствами словообразования.

О выразительных средствах синтаксиса, или фигурах речи, мы уже говорили во время урока «Синтаксис и выразительность речи». Напомним, что к ним мы отнесли градацию, антитезу, параллелизм, анафору, перифразу и инверсию. Сейчас же сосредоточимся на тропах — выразительных средствах лексики, а также выразительных средствах морфологии и словообразования.

Согласно Словарю лингвистических терминов Дитмара Эльяшевича Розенталя, «троп — это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении».

Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, оксюморон, синекдоха, сравнение, эпитет.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1.

Соотнесите элементы стихотворения М. Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокой» и средства выразительности.

Метафора

Синекдоха

Эпитет

Олицетворение

Элементы для подстановки: белеет парус, парус одинокой, в тумане моря, играют волны, ветер свищет.

Решение:

Метафора

Синекдоха

Эпитет

Олицетворение

в тумане моря

белеет парус

парус одинокой

играют волны;

ветер свищет.

Задание 2.

Заполните пропуски в комментарии к поэтическому отрывку:

«В надышанную сирость чайной
Картуз засаленный бредет.
Последняя труба окрайны
О праведности вопиет.»

М. И. Цветаева

В приведенном отрывке из стихотворения «Заводские» Марина Цветаева использует метонимию _____(1)______ и олицетворение _______(2)_________.

Элементы для подстановки:

  1. Картуз бредет.
  2. Труба вопиет.

Решение:

  1. Картуз бредет.
  2. Труба вопиет.