Урок 13. Культура разговорной речи

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

11 класс

Урок №13

Тема: Культура разговорной речи.

Перечень рассматриваемых вопросов

Урок посвящен теме «Культура разговорной речи». На уроке обучающиеся смогут узнать об основных жанрах разговорной речи и особенностях речевого этикета в официально-деловой, научной, публицистической сферах общения. Познакомятся с невербальными средствами общения и спецификой общения в интернете.

Тезаурус основных терминов и понятий:

Слова-дуплеты — лингвистический дублет, также языковой дублет или просто дублет (от фр. doublet, или прилаг. double — двойной) — в языкознании под дублетами понимают лексические единицы и группы единиц, одинаковых или близких по значению, связанных с одной и той же производящей основой этимологически, но в процессе эволюционного развития языка дифференцированных семантически и/или стилистически. 

Также, наоборот, дублетами называются слова (или сочетания), отличающиеся фонетически, морфологически или синтаксически, но несущие полностью совпадающие значения: тво́рог — творо́г, камешек — камушек, (чашка) чаю — чая, приверженность науке — приверженность к науке.

Слова-джокеры (или слова-«губки») — это слова, значение которых определяется ситуацией или контекстом.

Диссидент (от лат. dissidens) — человек, отстаивающий взгляды, которые радикально расходятся с общепринятыми. Инакомыслящий, не согласный с господствующей доктриной.

Консенсус – ( от лат.consensus — согласие) способ разрешения конфликтов, при котором участники приходят к всеобщему согласию.

Культурная грамотность – система знаний из разных областей науки, культуры, искусства. Необходимая человеку для того. Чтобы ориентироваться в современном мире.

Либеральный – (от лат. liberalis – свободный) cвободомыслящий, стоящий за свободный образ правления.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

О́да (от греч. ᾠδή «песнь») — жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра.

Панегирик (греческое panegyrikos, от panegyris — «всенародное торжество») — всякое чрезмерное, безоговорочное и некритическое восхваление.

Речевая избыточность, или же многословие, подразумевает передачу одной и той же мысли в предложении и высказывании. К основным видам подобных ошибок, связанных с лексической недостаточностью, относятся в первую очередь тавтология, плеоназм и повтор слов в предложениях.

 Речевое клише — стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях.

Сленг — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей.

Смайлик — это «выражение лица», составленное из различных символов: двоеточие — глаза, дефис — нос, скобка — рот. Если посмотреть на эти сочетания сбоку, то становится очевидным «настроение» смайлика — радость, печаль, удивление.

Спикер ( от анг. speaker – оратор) — председатель палаты парламента,в широком смысле, тот, кто говорит.

Тренд — главная, преобладающая тенденция в развитии чего-либо.

Спам — отправка лишней информации рекламного характера, побуждающее на переход по ссылке просмотр какого-либо контента.

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству, исолзуемое для пояснения одного другим.

Троллинг — инициативный вид оскорблений в информационном сообществе, строящийся на желании активно столкнуть противоборствующие стороны, по-русски «ловля на блесну».

Фейк — подделка, фальсификация, распространяемая в интернете, в виде обработанных фотошопом фотографий, фальшивых новостей и т.д.

Флейм — продолжительный, оскорбительный спор в электронном сообществе, словесная война (по-русски «пламя»)

Флуд — отправка лишней, бесполезной информации не рекламного характера.

Форум – платформа для общения между пользователями интернета на одну тему или несколько тем.

Чат – средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени.

Эвфемизмы — слова и словосочетания, заменяющие более грубые синонимы.

Эмотикон — пиктограмма, изображающая эмоцию, в виде типографических знаков.

Экспрессия — выразительно-изобразительные качества речи, отличающие её от нейтральной и придающие ей образность и стилистическую окрашенность.

Эпитет – образное определение предмета или действия.

Языковая личность – носитель языка, охарактеризованный на основе анализа произведённых им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных средств данного языка для отражения видения им окружающей действительности (картины мира) и для достижения определённых целей в этом мире.

Обязательная литература:

Власенков А.И., Русский язык. 10-11классы. Базовый уровень Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень.// Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. М.: 2009. — 287 с.

Дополнительная литература:

Тарасова Т. А., Искусство речи: учебно-практическое пособие// Тарасова Т. А. Директ-Медиа: 2014.- 453 с.;

Черняк В.Д., Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров// В.Д. Черняк – М: издательство Юрайт; ИД Юрайт,2012. – 494 с.;

Стилистика русского языка.10 -11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М: Дрофа, 2001. -304 с.

Интернет-ресурсы:

Речевая избыточность. Тавтология. Плеоназм./Информационный портал FB.ru URL:http://fb.ru/article/249916/rechevaya-izbyitochnost-tavtologiya-pleonazm (дата обращения — 30.11.2018).

Материал для самостоятельного изучения темы

Культура речи, и разговорной в том числе, в современном её понимании предполагает владение нормами литературного языка, куда входит умение осуществлять выбор языковой единицы в зависимости от ситуации общения, умение отбирать языковые средства для достижения коммуникативных целей, а также соблюдение этики общения. Важным средством речевой культуры является способность различать функциональные разновидности языка, свободно пользоваться любым из них.

Академик Лев Владимирович Щерба называл разговорную речь кузницей, в которой куются словесные новшества, входящие затем во всеобщее употребление. Хотя разговорную речь отличают стилистическая непринужденность и даже некоторая небрежность, чем выше образовательный, интеллектуальный уровень собеседников, тем больше их речь соответствует языковым нормам. Культура разговорной речи напрямую связана с общей культурой личности, так называемой культурной грамотностью.

Разговорная речь прежде всего реализуется в устной форме. Принято выделять такие жанры устной речи, как рассказ, беседа, спор, разговор. Эти жанры реализуются во всех сферах общения. Например, рассказ о туристической поездке, защитное слово адвоката, доказательство теоремы, информационная сводка о военных событиях. Разговорная речь, прежде всего, устная форма, усиливается невербальными средствами общения, которые в особой форме существуют и в интернет-общении. Только хорошее владение родным языком даёт личности возможность в полной мере реализовать себя в профессиональной сфере.

Тренировочный модуль

Задание 1.

Вам даны нейтральные слова и стилистически окрашенные, характерные для разговорной речи. Подберите соответствия к приведённым словам:

Нейтральная лексика

Разговорная лексика

биться

Болезнь

тащиться

Рукоплескать

Ничегонеделание

Ввалиться

Изгнать

Слова для ответа: Аплодировать безделье, брести, войти, выпереть, драться, недуг.

Ответ:

Нейтральная лексика

Разговорная лексика

биться

драться

Болезнь

недуг.

брести

тащиться

Аплодировать

Рукоплескать

Ничегонеделание

безделье

войти

Ввалиться

Изгнать

Задание 2.

Научный стиль реализуется прежде всего в письменной речи, но с развитием СМИ возрастает роль устной формы общения в научной сфере.

Отредактируйте приведенные тезисы устных выступлений на научных конференциях, зачеркнув «лишнее» слово (речевая избыточность):

1)Был намечен целый ряд экспедиций. 2)Свое образование Паллас закончил уже в Голландии. 3)Три года тому назад состоялась первая конференция.4)Конечно, всё же главное внимание Палласа привлекли биологические проблемы.5) По проекту архитекторов Ф.Багирова и А. Курбаналиева строится монумент в память воинам, павшим в Великой Отечественной войне. 5) Многие пособия изготовлены силами самих учащихся. 6)Для того чтобы оценить влияние внешнего поля на чистоту ЯКР, необходимы дополнительные наблюдения.7) По-новому изложен весь вопрос об экскреции.

Ответ:

1)Был намечен целый ряд экспедиций. 2)Свое образование Паллас закончил уже в Голландии. 3)Три года тому назад состоялась первая конференция.4)Конечно, всё главное внимание Палласа привлекли биологические проблемы.5) По проекту архитекторов Ф.Багирова и А. Курбаналиева строится монумент в память воинам, павшим в Великой Отечественной войне. 5) Многие пособия изготовлены силами самих учащихся. 6)Для того чтобы оценить влияние внешнего поля на чистоту ЯКР, необходимы дополнительные наблюдения.7) По-новому изложен весь вопрос об экскреции.