Урок 14. Занимательные задачи. Задачи на перебор всех возможных вариантов

Поделиться:
Конспект урока

Математика

6 класс

Урок № 14

Занимательные задачи. Задачи на перебор всех

возможных вариантов

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • Решение задач на перебор всех возможных вариантов.
  • Построение схем для решения задач.
  • Вероятность наступления события.

Тезаурус

Вероятностью события A называется отношение количества благоприятствующих событию A исходов к числу всех равновозможных исходов испытания, один из которых обязательно произойдёт.

Основная литература

  1. Никольский С.М. Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений // С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 258 с.

Дополнительная литература

  1. Чулков П.В. Математика: тематические тесты. 5-6 кл. // П.В. Чулков, Е.Ф. Шершнёв, О.Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
  2. Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Задачи на перебор всех возможных вариантов.

Задача 1.

Запишите все трёхзначные числа, в записи которых используются цифры 4, 7 и 9. Рассмотрите два случая: без повторений и с повторениями цифр.

Решение. Первый случай – без повторений.

Чтобы не путаться, будем записывать числа в порядке возрастания:

479; 497 – первый ряд

749; 794 – второй ряд

947; 974 – третий ряд

Итого: 6 трёхзначных чисел.

Решение. Второй случай – с повторениями.

Снова будем записывать числа в порядке возрастания:

444; 447; 449; 474; 477; 479; 494; 497; 499 – первый ряд

744; 747; 749; 774; 777; 779; 794; 797; 799 – второй ряд

944; 947; 949; 974; 977; 979; 994; 997; 999 – третий ряд

Итого: 27 трёхзначных чисел.

Проверим первый случай без повторения:

479; 497

749; 794

947; 974

В разряде сотен может быть любая из 3 цифр.

В десятках может быть одна из двух оставшихся цифр.

Разряд единиц занимается одной не использованной цифрой.

Трёхзначное число:

1-я цифра __ 2-я цифра _______ 3-я цифра ____

4 7 или 9 9/7

7 4 или 9 9/4

9 4 или 7 7/4

3 · 2 · 1 = 6 – возможных вариантов.

Ответ: из цифр 4, 7 и 9 без повторений можно составить 6 трёхзначных чисел.

Проверим второй случай с повторениями:

444; 447; 449; 474; 477; 479; 494; 497; 499

744; 747; 749; 774; 777; 779; 794; 797; 799

944; 947; 949; 974; 977; 979; 994; 997; 999

В разряде сотен может быть любая из 3 цифр.

В десятках снова может быть любая из 3 цифр.

В единицах опять может быть любая из 3 цифр.

Трёхзначное число:

1-я __ 2-я цифра ____________ 3-я цифра ____________

4 4 или 7 или 9 4 или 7 или 9

7 4 или 7 или 9 4 или 7 или 9

9 4 или 7 или 9 4 или 7 или 9

3 · 3 · 3 = 27 – возможных вариантов.

Ответ: из цифр 4, 7 и 9 с повторениями можно составить 27 трёхзначных чисел.

Задача 2.

На окружности отмечены шесть точек: А, В, С, D, E и F. Каждую точку соединили с каждой. Сколько всего отрезков получится?

Урок 14. Занимательные задачи. Задачи на перебор всех возможных вариантов

Посчитаем отрезки на рисунке – их 15. Но при большем числе точек такой подсчёт может привести к ошибке.

Урок 14. Занимательные задачи. Задачи на перебор всех возможных вариантов

Из точки А проведём 5 отрезков: АВ, АС, АD, АE и АF.

Из точки В проведём также 5 отрезков, но один из них АВ уже проведён, значит, из В выходит только 4 новых отрезка.

Из С – 3 новых отрезка.

Из D – 2 новых отрезка.

Из Е – 1 новый отрезок.

Из F – выходит 5 отрезков, но мы их все уже начертили.

Итого имеем:

5 + 4 + 3 + 2 + 1+ 0 = 15 (отрезков)

Урок 14. Занимательные задачи. Задачи на перебор всех возможных вариантов

Можно увидеть на чертеже, что из каждой точки выходит по пять отрезков. Имеем шесть точек, по пять отрезков из каждой. Чтобы получить верный ответ, надо произведение шести и пяти разделить на два, так как между двумя точками отрезок из точки и отрезок к точке – это один и тот же отрезок.

Урок 14. Занимательные задачи. Задачи на перебор всех возможных вариантов

Вероятность события.

Рассмотрим монету.

Если бросить её на стол, обязательно произойдёт одно из двух событий:

Урок 14. Занимательные задачи. Задачи на перебор всех возможных вариантов

Так как считается, что монета обычная, она правильной формы и сделана из однородного металла, то события A и B в нашем примере равновозможные.

Событие «монета встала на ребро» считается невозможным и не учитывается.

Таким образом, мы имеем два возможных исхода или два случая, один из которых (выпадение орла) благоприятствует событию A, а другой (выпадение решки) благоприятствует событию B.

Сформулируем определение.

Вероятностью события A называется отношение количества благоприятствующих событию A исходов к числу всех равновозможных исходов испытания, один из которых обязательно произойдёт.

Урок 14. Занимательные задачи. Задачи на перебор всех возможных вариантов

Рассмотрим игральный кубик.

Давайте условимся, что это обычный игральный кубик, у него нет специальных утяжелителей внутри, и при многократном бросании никакое число не выпадает чаще других.

Если бросить кубик на стол, то возможны 6 исходов: выпадение 1, 2, 3, 4, 5 и 6 очков. Эти случаи равновозможные, и один из них обязательно произойдёт.

Пусть событие C заключается в выпадении чётного числа очков.

Пусть событие D заключается в выпадении числа очков, кратного числу 3.

Получается, что событию C благоприятствуют 3 возможных исхода: выпадение 2, 4 и 6 очков.

Событию D благоприятствуют 2 возможных исхода: выпадение 3 и 6 очков.

Урок 14. Занимательные задачи. Задачи на перебор всех возможных вариантов

Вероятность наступления события C больше вероятности наступления события D.

Задача 3.

Сколько двузначных чисел можно записать, используя цифры 2, 4, 5 и 7?

Решение.

Так как в задаче не говорится о повторении цифр, то будем рассматривать 2 случая: с повторениями и без повторений.

1 случай:

24, 25, 27.

42, 45, 47.

52, 54, 57.

72, 74, 75.

Так как начинаться число может на любую из 4 цифр, а на втором месте может быть одна из 3 цифр, то имеем:

4 · 3 = 12 чисел.

2 случай:

На первом месте может стоять любая из 4 цифр, на втором месте может стоять любая из 4 цифр, так как цифры в числе могут повторяться. Имеем:

4 · 4 = 16 чисел.

Ответ: 12 чисел без повторений, 16 чисел с повторениями.

Задача 4.

Двух мальчиков и девочку надо рассадить за круглый обеденный стол с четырьмя стульями так, чтобы мальчики не оказались рядом. Сколькими способами можно это сделать?

Решение.

Одного из двух мальчиков можно посадить на любой из четырёх стульев, а второго – напротив (чтобы они не оказались рядом). Тогда в каждом из этих четырёх случаев девочку можно посадить только двумя способами. Итого 4∙2=8 – способов посадить детей в соответствии с условиями задачи.

Ответ: всего 8 способов.

Разбор заданий тренировочного модуля

Тип 1. Подстановка элементов в пропуски в таблице.

Сколько диагоналей d будет в многоугольнике, имеющем n сторон, если:

Урок 14. Занимательные задачи. Задачи на перебор всех возможных вариантовУрок 14. Занимательные задачи. Задачи на перебор всех возможных вариантов

Варианты ответов: 9, 20, 35, 40, 50.

Урок 14. Занимательные задачи. Задачи на перебор всех возможных вариантов

Тип 2. Единичный выбор.

Ученица начертила многоугольник и провела 21 диагональ. Ей осталось провести меньше половины диагоналей этого многоугольника. Сколько диагоналей ей осталось провести?

Варианты ответов: 10, 14, 16, 20.

Решение.

Как видно из предыдущей задачи – шестиугольник имеет 9 диагоналей, восьмиугольник – 20, десятиугольник – 35.

Если девочка провела 21 диагональ, и это больше половины, значит, будет десятиугольник – у которого 35 диагоналей, и 21 диагональ – больше половины.

Значит, 35 – 21 = 14 диагоналей – осталось провести.

Ответ: 14.