Урок 14. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 3 класс

Урок № 14

Раздел. Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова).

Тема. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что изучает лексика, определять лексическое значение слова, различать многозначные и однозначные слова.

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)

Лексика, лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • какой раздел науки о языке изучает слова;
  • какие словари помогают определить лексическое значение слова;

Научимся:

  • различать однозначные и многозначные слова;
  • приводить примеры однозначных и многозначных слов.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?

Урок 14. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Каток

Урок 14. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова Урок 14. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова Урок 14. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Игла

Как видно из иллюстраций, одно и то же слово может обозначать разное.

Сегодня на уроке мы узнаем, что можно назвать с помощью слова, как определить смысл (лексическое значение) слова, с помощью какого словаря это можно сделать, что это за слова, которые одним словом называют разные объекты.

Итак, как помним из курса русского языка 1 класса, слова могут называть:

  • людей: девочка, мальчик, ученик, ученица;
  • животных: заяц, лиса, волк, медведь;
  • растения: ландыш, ромашка, трава, сирень;
  • вещи: платок, платье, ремень, шапка;
  • явления природы: дождь, град, снег, вьюга;
  • чувства: радость, грусть, печаль, жалость;
  • действия: играть, петь, танцевать, писать;
  • признаки: жёлтый, красивый, грустный, снежный;
  • числа: шесть, девять, пять, четыре и другое.

Рассмотрите рисунок. Какой предмет Вы увидели? Прочитайте его название.

Урок 14. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Кастрюля

На иллюстрации нарисована кастрюля.

Что обозначает слово «кастрюля»? Прочитайте толкование этого слова.

Кастрюля – предмет круглой формы из металла, предназначен для варки пищи.

То, что обозначает слово, является его лексическим значением.

Лексическое значение слова «кастрюля» – предмет круглой формы из металла, предназначен для варки пищи.

Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю.

В толковом словаре Ожегова так определяется значение следующих слов:

Абрикос — южное фруктовое дерево семейства розоцветных, дающее сочные сладкие плоды с крупной косточкой, а также его плод.

Малышка – ласково о маленьком ребёнке.

Прочитайте стихотворение, которое услышала Алиса из сказки Л. Кэролла «Алиса в Зазеркалье»:

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мемзюки в мове.

Знаете ли Вы значения «слов», из которых состоит стихотворение? Можно ли найти их лексическое значение в толковом словаре?

Мы не можем найти эти слова в словаре, не можем объяснить смысл этих слов, указать лексическое значение. Следовательно, словами они не являются. Каждое слово имеет лексическое значение.

Есть слова, у которых одно лексическое значение, — эти слова называют однозначными. Например, кастрюля, весна, абрикос.

Есть слова, у которых несколько лексических значений, — эти слова называют многозначными.

Например, иголка (у ежа, у ёлки, штопальная, швейная).

Контрольный модуль

Вариант 1.

Базовый уровень.

1. Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.

Варкалось, замурзякали, кристкали.

Зелёный, красный, грустный.

Девочка, ученица, внучка.

Музей, стадион, театр.

2. Определите, что такое лексическое значение слова. Укажите правильный ответ.

То, что обозначает слово, определяет его смысл, объясняет значение.

Звуки и буквы, с помощью которых слово произносится или записывается.

То, что можно придумать и записать с помощью звуков и букв.

Раздел науки о языке, который формирует умение правильно писать.

3. Укажите, на какой строке записано лексическое значение слова «берёза».

Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Состоит из 6 букв, 6 звуков.

Безударные гласные в слове – е, а.

Осина, сосна, ольха, кедр.

Повышенный уровень.

Укажите, в каком словаре можно определить лексическое значение слова.

  1. Орфографический.
  2. Словообразовательный.
  3. Толковый.

Укажите слова, которые имеют несколько значений.

Кастрюля, светофор, колокольчик, язык.

Определите, о каком слове идёт речь в словарной статье.

Небольшой стеклянный сосуд с горлышком.

  1. Склянка.
  2. Рябина.
  3. Ваза.

Вариант 2.

Базовый уровень.

1. Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.

Броздь, кливляка, страгд.

Лес, ночь, год.

Внук, сын, дочь, отец.

Музей, стадион, театр.

2. Определите, что такое лексическое значение слова. Укажите правильный ответ.

То, что обозначает слово, определяет его смысл, объясняет значение.

Звуки и буквы, с помощью которых слово произносится или записывается.

То, что можно придумать и записать с помощью звуков и букв.

Раздел науки о языке, который формирует умение правильно писать.

3. Укажите, на какой строке записано лексическое значение слова «ураган».

Сильный штормовой ветер.

Состоит из 6 букв, 6 звуков.

Безударные гласные в слове – у, а.

Бриз, пассат, шторм.

Повышенный уровень.

Укажите, в каком словаре можно определить лексическое значение слова.

  1. Орфоэпический.
  2. Англо — русский.
  3. Толковый.

Укажите слова, которые имеют несколько значений.

Кастрюля, светофор, язык, игла.

Определите, о каком слове идёт речь в словарной статье.

Вся разветвлённая часть дерева с его листвой.

  1. Склянка.
  2. Крона.
  3. Ствол.