Конспект урока
Русский язык, 11 класс. Урок № 15
Выразительность художественной речи
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Цель данного урока состоит в изучении средств выразительности художественной речи, относящихся к лексике, синтаксису, морфологии и словообразованию.
Задачи урока состоят в том, чтобы: дать вам представление о выразительности художественной речи и выразительных средствах разных языковых уровней; научить вас характеризовать фрагменты прозаических и поэтических художественных текстов с точки зрения использованных изобразительно-выразительных средств разных языковых уровней; научить вас использовать изобразительно-выразительные средства разных языковых уровней
Глоссарий по теме
Аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
Гипербола — чрезмерное преувеличение с целью увеличения образности.
Ирония — употребление слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.
Литота — чрезмерное преуменьшение с целью увеличения образности.
Метафора — слово или устойчивое выражение, употребленные в переносном значении, для определения предмета или явления на основе какого-либо свойства, аналогии.
Метонимия — слово или выражение, употребленные в переносном значении для определения предмета или явления на основе непосредственной внешней или внутренней связи двух предметов или явлений.
Окказионализм — слово, образованное по непродуктивной модели, используемое только в условиях данного контекста.
Оксюморон — средство стилистической выразительности, состоящее в сочетании контрастных по значению слов.
Олицетворение — приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.
Синекдоха — разновидность метонимии, основанная на количественном отношении между предметами (часть вместо целого и целое вместо части, единственное число вместо множественного и множественное вместо единственного и др.).
Сравнение — слово и выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Троп — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.
Фигура речи — средство выразительности, в основе которого лежит особое построение предложения.
Эпитет — образное определение предмета или явления, подчеркивающее их характерное свойство.
Обязательная литература:
Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.
Дополнительная литература:
- Москвин В. П. Русская метафора. Очерк семиотической теории. — Изд. 2, перераб. и доп. — М.: ЛЕНАНД, 2006 – 200 с.;
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985 – 399 с.
Теоретический материал для самостоятельного обучения
В художественной речи используются возможности лексики, синтаксиса, морфологии, словообразования. Выразительные средства лексики, или тропы, основываются на использовании переносных значений слов. К тропам относятся аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, оксюморон, синекдоха, сравнение, эпитет. К выразительным средствам синтаксиса (фигурам речи) относятся градация, антитеза, параллелизм, анафора, перифраза, инверсия. Среди выразительных средств морфологии выделяют использование грамматических форм в непрямом значении и преобладание в тексте одной части речи. Окказионализмы и суффиксы субъективной оценки являются выразительными средствами словообразования.
О выразительных средствах синтаксиса, или фигурах речи, мы уже говорили во время урока «Синтаксис и выразительность речи». Напомним, что к ним мы отнесли градацию, антитезу, параллелизм, анафору, перифразу и инверсию. Сейчас же сосредоточимся на тропах — выразительных средствах лексики, а также выразительных средствах морфологии и словообразования.
Согласно Словарю лингвистических терминов Дитмара Эльяшевича Розенталя, «троп — это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.
В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении».
Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, оксюморон, синекдоха, сравнение, эпитет.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1.
Соотнесите элементы стихотворения М. Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокой» и средства выразительности.
Метафора | Синекдоха | Эпитет | Олицетворение |
Элементы для подстановки: белеет парус, парус одинокой, в тумане моря, играют волны, ветер свищет.
Решение:
Метафора | Синекдоха | Эпитет | Олицетворение |
в тумане моря | белеет парус | парус одинокой | играют волны; ветер свищет. |
Задание 2.
Заполните пропуски в комментарии к поэтическому отрывку:
«В надышанную сирость чайной
Картуз засаленный бредет.
Последняя труба окрайны
О праведности вопиет.»
М. И. Цветаева
В приведенном отрывке из стихотворения «Заводские» Марина Цветаева использует метонимию _____(1)______ и олицетворение _______(2)_________.
Элементы для подстановки:
- Картуз бредет.
- Труба вопиет.
Решение:
- Картуз бредет.
- Труба вопиет.