Конспект урока
Математика
1 класс
Урок 15
Состав чисел от 2 до 10.
Числа в загадках, пословицах, поговорках
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Состав чисел от 2 до 10.
- Сравнение чисел от 2 до10.
- Запись сравнения чисел при помощи знаков «больше», «меньше», «равно».
- Составление и чтение неравенств.
- Создание проекта «Математика вокруг нас».
Глоссарий по теме
Формирование вычислительных навыков в пределах 10. Математические представления в количественном и пространственном отношении. Составление из двух чисел числа от 2 до 10. Сравнение любых двух чисел. Запись результата сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=».
Ключевые слова
Состав чисел; сравнение чисел; знаки сравнения «больше», «меньше», «равно»; равенства; неравенства.
Основная и дополнительная литература:
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1.– М.: Просвещение, 2017. – С. 62 – 65.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика рабочая тетрадь. 1 кл. 1 ч.– М.: Просвещение, — С. 23.
3. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 1 класс., с.24-25
4. Кац Е. М. Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 6 – 7лет. – М.: МЦНМО, 2018. – С. 21-23.
5. Кац Е. М. Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 7 – 8 лет. – М.: МЦНМО, 2018. – С. 4.
На уроке мы узнаем о том, как можно получать изученные числа разными способами. Научимся применять навыки счёта и знание состава числа. Сможем, с помощью математических знаков сравнивать любые два числа от 2 до 10.
Основное содержание урока
Сегодня мы с вами повторим состав чисел. А разве числа из чего-то состоят? Конечно, если число больше единицы, то его можно разложить на слагаемые.
Мы с вами отправляемся на лесную прогулку и повстречаем там много сказочных друзей. Но как же встречаться с друзьями без подарков? Для лесных жителей мы сегодня соберём корзинки с овощами и фруктами.
В первую корзинку мы соберём подарок для лосёнка.
Ему нужно положить 2 предмета. Что любят лоси? Грибы, особенно мухоморы, и соль. Значит два – это …. Один и один.
Для ёжика в корзинку нужно положить три предмета. Что любят ёжики? Грибы и яблоки.
Как мы можем это сделать? Положить два гриба и одно яблоко или наоборот, один гриб и два яблока. Значит три – это один и два или два и один. Ведь от перестановки слагаемых сумма не меняется
.
Для белочек в корзинке должно лежать четыре предмета. Что любят белки? Это будут орехи и грибочки. Как мы можем это сделать? Положить один орех и три грибочка или наоборот, три ореха и один грибочек, а ещё можно разложить по два.
Для зайчиков в корзинке должно лежать пять предметов. Что любят зайцы? Морковь и капусту. Как мы можем это сделать? Положить одну морковь и четыре кочана капусты или наоборот, четыре морковки и один кочан капусты. А как по-другому? Две морковки и три кочана капусты или наоборот, три морковки и два кочана капусты.
Для детёнышей кабана, маленьких поросят нужно положить шесть предметов. Что любят кабаны? Жёлуди и яблоки. Как разложить? Один жёлудь и пять яблок или наоборот, пять желудей и одно яблоко. Два жёлудя и четыре яблока или наоборот, четыре жёлудя и два яблока. А можно положить поровну, по три.
Для маленьких медвежат мы положим семь предметов. Что любят медведи? Мёд и малину. Как разложить? Одна баночка мёда и шесть баночек малинового варенья или наоборот, шесть баночек мёда и одну малинового варенья. Две мёда и пять варенья или наоборот, пять мёда и две варенья. Три мёда и четыре варенья или наоборот, четыре мёда и три варенья.
Теперь, когда вы знаете состав чисел, вам будет легче решать примеры. Вы знаете, что семь – это 3 и 4, получается, что к трём прибавить четыре получается семь. А если из семи вычесть четыре, то останется три. И наоборот, если из семи вычесть три, то получится четыре. Главное, запомнить состав чисел.
Назовите соседей чисел:
Ответ:
Какие числа надо переставить, чтобы они шли в порядке возрастания: 1, 3, 2, 5, 4, 6, 7, 9, 8?
Ответ: 3 и 2, 5 и 4, 9 и 8.
Разбор тренировочных заданий
Выделите жёлтым цветом все равенства, а зелёным цветом все неравенства:
Ответ:
Найдите неверные неравенства и равенства. Замените в них знак, чтобы они стали верными.
Ответ:
Вставьте недостающие числа:
Ответ:
Рассмотрите рисунок. Сравните чего больше, чего меньше. Заполните пропуски цифрами.
Ответ: