Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 16. Единица длины – сантиметр.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Геометрические величины и их измерение.
- Единица измерения длины — сантиметр.
- Измерение длины при помощи линейки.
- Отрезок, измерение длины отрезка.
- Истинность утверждений. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов (и; не; если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые).
Глоссарий по теме
Новая единица измерения – сантиметр.
Измерение длины отрезка при помощи линейки.
Измерение отрезков и выражение их длины в сантиметрах.
Черчение отрезков заданной длины.
Ключевые слова
Единица измерения длины; сантиметр; линейка; отрезок; истинность утверждений; логические связки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1.– М.: Просвещение, 2017.–С. 66 – 67.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика рабочая тетрадь. 1 кл. 1 ч.– М.: Просвещение, — С. 24.
На уроке мы узнаем о новой единице измерения длины – сантиметре. Научимся измерять длину отрезков при помощи линейки. Сможем строить простейшие высказывания при помощи логических связок и слов.
Основное содержание урока
Перед вами три линии разного цвета. Пофантазируйте и превратите эти линии в геометрические фигуры.
Первую линию мы менять не будем, ведь это уже и есть геометрическая фигура. Линия, у которой нет ни начала, ни конца, называется прямая.
Если на второй линии в начале поставить точку, то какая геометрическая фигура получится? Получился луч. У луча есть начало, но нет конца.
Если на концах третей линии поставить точки, то какая геометрическая фигура получится? Линия становится отрезком – у неё обозначены начало и конец.
Что вы можете сказать о длине этих геометрических фигур? Длина фигур совершенно разная. Длина красной фигуры короче длины чёрной фигуры, а длина чёрной – короче зелёной. Что же такое длина? Это расстояние от одного конца предмета до другого. Говорить о длине луча (как и прямой) неправильно.
А насколько длина зелёной фигуры больше длины красной? Насколько чего? Ведь люди давно стали задумываться, как же сравнить насколько медведь выше зайца. Насколько дорога шире тропинки. Насколько дерево выше куста. Вот тогда люди придумали меры длины и точный инструмент измерения длины – линейку. Рассмотрите линейку. Расстояние от одной цифры до другой называется сантиметр. Вот об этом мы сегодня и поговорим на нашем уроке. Тема нашего урока «Единица длины – сантиметр».
Посмотрите на изображение:
Посчитайте, сколько красных мерок помещается на зелёном отрезке. (На видео показано, как прикладывается красная мерка и на зелёном отрезке она помещается 4 раза).
Сколько синих мерок помещается на зелёном отрезке? (На видео показано, как прикладывается синяя мерка и на зелёном отрезке она помещается три раза).
Почему так происходит?
Длина полосок разная. Поэтому такие мерки не подходят для измерения длины.
Математика точная наука, поэтому для измерения длины используют особую, точную мерку, которая называется сантиметр. (На экране появляется надпись «Сантиметр» и мерка, над которой написано 1 см).
Мы говорим сантиметр, это длинное слово, поэтому во всём мире договорились сантиметр обозначать так: СМ.
Для измерения отрезков используют точный инструмент – линейку. (На экране показана линейка).
С какого числа начинается линейка? (С ноля). Линейка должна лежать под отрезком, а ноль должен совпадать с началом отрезка. (На видео показ измерения линейкой). Чтобы каждый раз не считать, когда измеряем отрезок, сантиметры на линейке обозначены числами по порядку.
Какова длина нашего отрезка? (На видео показан отрезок, к которому приложена линейка).
Длина отрезка 8 сантиметров. (На экране запись над отрезком – 8 см).
Сегодня мы будем учиться измерять и чертить отрезки заданной длины.
Посмотрите на рисунок и назовите те фигуры, у которых нельзя измерить длину.
Ответ:
Посмотрите на рисунок. Найдите на нём отрезок, равный одному сантиметру. Сколько клеток он занимает? (1 сантиметр – это две клетки тетрадного листа).
Определите и запишите длину отрезков, не пользуясь линейкой.
Ответ:
Разбор тренировочных заданий.
Нажмите кнопку, чтобы она окрасилась красным цветом, если вы считаете, что животное с этой картинки не правильно пользуется линейкой для измерения ленточки.
Правильный ответ:
Впишите цифрами длину предметов и обозначьте единицу длины сантиметр.
Верный ответ:
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы, выбрав правильный вариант ответа.
Вопросы с выбором ответов «верно» или «неверно»:
1. Верно ли, что на картинке изображена детская комната?
2. Верно ли, что игрушка самолёт стоит на нижней полке в шкафу?
3. Верно ли, что в вазе на столе лежит 5 апельсинов?
4. Верно ли, что в шкафу на нижней полке стоит 10 книг?
5. Верно ли, что окно расположено слева от шкафа?
Ответы:
1.Верно ли, что на картинке изображена детская комната? Верно
2. Верно ли, что игрушка самолёт стоит на нижней полке в шкафу? Неверно.
3. Верно ли, что в вазе на столе лежит 5 апельсинов? Неверно.
4. Верно ли, что в шкафу на нижней полке стоит 10 книг? Неверно.
5. Верно ли, что окно расположено слева от шкафа? Верно.
Сколько порций мороженого можно купить на эти монеты, если 1 порция мороженого стоит 8 рублей? Объедините группы монет. Запишите правильный ответ.
Ответ: порций.
Ответ:
6 порций.
Подсказка: соберите группы по 8 рублей.
Какие действия выполнить нельзя? Отметьте их .
Ответ:
Прочитайте задачу.
Поместите в таблицу все морковки, которые съел кролик.
НА ЗАВТРАК | НА ОБЕД | НА УЖИН |
Решите задачу. Запишите ответ в виде суммы.
Ответ:
Сравните выражения.
4 | + | 1 | 6 | 5 | — | 1 | 4 | 3 | + | 1 | 2 | |||||||
7 | — | 1 | 6 | 8 | + | 1 | 7 | 9 | — | 1 | 8 |
Ответ:
4 | + | 1 | < | 6 | 5 | — | 1 | = | 4 | 3 | + | 1 | > | 2 | ||||
7 | — | 1 | = | 6 | 8 | + | 1 | > | 7 | 9 | — | 1 | 8 |
Подсказка: поставьте знаки «больше», «меньше» или «равно».
Разложи цветные многоугольники так, чтобы получился парусник:
Ответ:
Решите задачу.
Ответ:
Помогите белочке добраться до дупла. Нарисуйте её путь.
Путь белочки начинается от точки: 2см вниз, 1 см влево, 2 см вниз, 1 см влево, 1 см вниз, 1 см влево, 4 см вверх, 2 см влево, 1 см вниз, 3 см влево, 2 см вверх.
Ответ:
Подсказка: помните, что 1 см – это 2 тетрадных клетки.
Решите задачу.
На лесной опушке собрались три зайчонка и два крольчонка. У каждого зайчонка по 1 морковке, а у каждого крольчонка по 2 морковки.
Добавьте подпись к каждому изображению. Какое количество морковок у каждого.
Сколько всего морковок было у зайчат и крольчат?
Ответ:
Сколько морковок было у зайчат?
Сколько морковок было у крольчат?
Сколько всего морковок было?
Покупка.
В кошельке лежат монеты. Попробуйте потратить их все в школьном буфете.
Какие продукты можно купить на эти деньги? Поставьте галочки в таблице.
Сколько стоят эти продукты, запишите только пример.
Ответ: