Конспект урока
Конспект по предмету
Русский язык, 1 класс
Урок № 16
Тема урока: «Москва – столица России. Буква М и звуки [м] [м’]
Цель урока: знакомство с особенностями согласного звука [м].
Задачи:
Познавательные:
- Формирование навыков различения и обозначения согласных звуков и букв, определения количества слогов, букв и звуков в словах, подбора слов к предложенным схемам.
Развивающие:
- Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
- Развитие аналитического мышления, развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратность.
Урок посвящ`н знакомству с особенностями согласных звуков [м] [м’]. В ходе урока учащиеся узнают способы различения и обозначения согласных звуков и букв, алгоритм определения количества слогов, букв и звуков в словах, научаться подбору слов к предложенным схемам.
На уроке вы:
1.Узнаете особенности согласных звуков [м] [м’]
2.Научитесь различать звуки и буквы в слове, распознавать условные обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.
3.Работать со страничками для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й‘].
4. Сможете самостоятельно определять количество слогов, букв и звуков в словах.
Тезаурус:
1. Гласные звуки – состоят только из голоса. При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно.
2. Согласные звуки – в каждом согласном звуке есть шум. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Именно поэтому получается шум.
3. То, что мы слышим – звук.
4. То, что мы пишем – буква.
5. Звук [м] – согласный, звонкий, твёрдый.
6. Звук [м`] – согласный, звонкий, мягкий.
Основная и дополнительная литература:
Азбука. 1 класс. В 2-х частях. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др.
Теоретическая часть:
То, что мы слышим – звук.
То, что мы пишем – буква.
Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком, например: стра-на, ста-ди-он.
Согласные звуки обозначают буквы: б, в,г,д, ж, з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ.
Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ь). Чтобы определить количество слогов, букв и звуков в словах нужно:
1.Записать это слово и посчитать все знаки, из которых состоит слово.
Например, слово собака. Здесь 6 букв.
2. Теперь надо определить, сколько гласных, а сколько согласных букв.
Здесь 3 гласные и 3 согласные буквы.
3. Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько в нём и слогов. Слог всегда состоит из гласной и согласной букв. Их разделять нельзя. В слове «собака» 3 слога со-ба-ка.
4. Чтобы определить, сколько звуков в слове, нужно вспомнить правило: одна буква обозначает один звук. Ъ и Ь не имеют звука. Чаще всего одна буква обозначает 1 звук, но бывает и так: Ъ и Ь не имеют звука. Буквы е, ё, ю, я дают два звука в начале слова.
Когда мы произносим звук [м] мы ощущаем преграду для воздуха. Это значит, что звук [м] согласный. Произнесём слово «мост». В этом слове [м] – твёрдый звук. А в слове «мясо» звук [м] мягкий. Звук [м] всегда звучит звонко. Послушайте: мама, металл, греметь. Этот звук никогда не бывает глухим, и у него нет пары. Буква М может встречаться в разных частях слова: в начале, в середине и в конце. Мама, Камни, Сом.
Задания тренировочного модуля:
1. Электронная пропись. Напишите самостоятельно:
2. Найдите правильные характеристики звука [м]. Выберите все правильные ответы.
Варианты ответов:
а) это гласный звук
б) это согласный звук.
в) всегда мягкий звук.
г) непарный звук.
д) всегда твёрдый
3. Вам необходимо собрать слоги. Соедините буквы и прочитайте вслух то, что у вас получилось.
М а
ы
у е
о и ю я
4. Придумайте рассказ о Москве. Используйте слова: Москва, столица, красиво, Красная площадь, много людей, Кремль. Попросите взрослых вам помочь.
5. Поиграем в лото. Вам необходимо составить слова.
Ра мы ло па та ма ма мо ло ко ро ва ми ла ша ма ша
(у ребёнка на экране в формате игры лото должны вылетать слоги, которые ребёнок будет соединять с другими слогами и получать слова).