Урок 16. Москва – столица России. Буква М и звуки [м] [м’]

Поделиться:
Конспект урока

Конспект по предмету

Русский язык, 1 класс

Урок № 16

Тема урока: «Москва – столица России. Буква М и звуки [м] [м’]

Цель урока: знакомство с особенностями согласного звука [м].

Задачи:

Познавательные:

  • Формирование навыков различения и обозначения согласных звуков и букв, определения количества слогов, букв и звуков в словах, подбора слов к предложенным схемам.

Развивающие:

  • Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
  • Развитие аналитического мышления, развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратность.

Урок посвящ`н знакомству с особенностями согласных звуков [м] [м’]. В ходе урока учащиеся узнают способы различения и обозначения согласных звуков и букв, алгоритм определения количества слогов, букв и звуков в словах, научаться подбору слов к предложенным схемам.

На уроке вы:

1.Узнаете особенности согласных звуков [м] [м’]

2.Научитесь различать звуки и буквы в слове, распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

3.Работать со страничками для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й].

4. Сможете самостоятельно определять количество слогов, букв и звуков в словах.

Тезаурус:

1. Гласные звуки – состоят только из голоса. При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно.

2. Согласные звуки – в каждом согласном звуке есть шум. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Именно поэтому получается шум.

3. То, что мы слышим – звук.

4. То, что мы пишем – буква.

5. Звук [м] – согласный, звонкий, твёрдый.

6. Звук [м`] – согласный, звонкий, мягкий.

Основная и дополнительная литература:

Азбука. 1 класс. В 2-х частях. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. 

Теоретическая часть:

То, что мы слышим – звук.

То, что мы пишем – буква.

Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком, например: стра-на, ста-ди-он.

Согласные звуки обозначают буквы: б, в,г,д, ж, з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ.

Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ь). Чтобы определить количество слогов, букв и звуков в словах нужно:

1.Записать это слово и посчитать все знаки, из которых состоит слово.

Например, слово собака. Здесь 6 букв.

2. Теперь надо определить, сколько гласных, а сколько согласных букв.

Здесь 3 гласные и 3 согласные буквы.

3. Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько в нём и слогов. Слог всегда состоит из гласной и согласной букв. Их разделять нельзя. В слове «собака» 3 слога со-ба-ка.

4. Чтобы определить, сколько звуков в слове, нужно вспомнить правило: одна буква обозначает один звук. Ъ и Ь не имеют звука. Чаще всего одна буква обозначает 1 звук, но бывает и так: Ъ и Ь не имеют звука. Буквы е, ё, ю, я дают два звука в начале слова.

Когда мы произносим звук [м] мы ощущаем преграду для воздуха. Это значит, что звук [м] согласный. Произнесём слово «мост». В этом слове [м] – твёрдый звук. А в слове «мясо» звук [м] мягкий. Звук [м] всегда звучит звонко. Послушайте: мама, металл, греметь. Этот звук никогда не бывает глухим, и у него нет пары. Буква М может встречаться в разных частях слова: в начале, в середине и в конце. Мама, Камни, Сом.

Задания тренировочного модуля:

1. Электронная пропись. Напишите самостоятельно:

Урок 16. Москва – столица России. Буква М и звуки [м] [м']

2. Найдите правильные характеристики звука [м]. Выберите все правильные ответы.

Варианты ответов:

а) это гласный звук

б) это согласный звук.

в) всегда мягкий звук.

г) непарный звук.

д) всегда твёрдый

3. Вам необходимо собрать слоги. Соедините буквы и прочитайте вслух то, что у вас получилось.

М а

ы

у е

о и ю я

4. Придумайте рассказ о Москве. Используйте слова: Москва, столица, красиво, Красная площадь, много людей, Кремль. Попросите взрослых вам помочь.

5. Поиграем в лото. Вам необходимо составить слова.

Ра мы ло па та ма ма мо ло ко ро ва ми ла ша ма ша

(у ребёнка на экране в формате игры лото должны вылетать слоги, которые ребёнок будет соединять с другими слогами и получать слова).