Конспект урока
Математика
6 класс
Урок № 16
Отрицательные целые числа
Перечень рассматриваемых вопросов:
- Понятие об отрицательных целых числах.
- Применение отрицательных чисел.
- Решение различного типа заданий с отрицательными числами.
Тезаурус
Ряд целых чисел образуют натуральные числа, целые отрицательные числа и число ноль.
Ряд целых чисел является бесконечным множеством, а часть этого ряда – все целые числа, заключённые между каким-нибудь двумя заданными целыми числами, – является конечным множеством.
Справа от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называются натуральными или целыми положительными.
Слева от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называют целыми отрицательными.
Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным числом.
Основная литература
- Никольский С. М. Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 258 с.
Дополнительная литература
- Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5-6 кл. // П. В. Чулков, Е.Ф. Шершнёв, О.Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
- Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И.Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Отрицательные целые числа.
На рисунке термометр показывает 10 °C. Если температура понизится на 5 °C, то термометр будет показывать 5 °C. Уменьшение температуры соответствует действию вычитания:
10 – 5 = 5 (°C)
Если температура понизится на 10 °C, то термометр будет показывать 0 °C. Уменьшение температуры соответствует действию вычитания:
10 – 10 = 0 (°C)
Если же температура понизится на 12 °C, то термометр покажет – 2 °C (2 градуса мороза).
Но результат вычитания 10 – 12 нельзя записать с помощью натуральных чисел и нуля, хотя он имеет реальный смысл.
Проиллюстрируем вычитание на ряде целых неотрицательных чисел:
10 – 5 = 5
10 – 10 = 0
10 – 12 =
Отсчитать в ряду натуральных чисел и нуля от числа 10 влево 12 чисел нельзя.
Расширим ряд неотрицательных целых чисел.
Влево от нуля запишем, справа налево по порядку, все натуральные числа, добавляя к каждому из них знак «–», показывающий, что это число стоит слева от нуля.
…, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, …
Записи – 1, – 2, – 3, … читают «минус 1», «минус 2», «минус 3» и т. д.
10 – 12 = – 2
Полученный ряд чисел называется рядом целых чисел.
Ряд целых чисел:
…, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, …
Точки слева и справа в этой записи означают, что ряд можно продолжать неограниченно вправо и влево.
Справа от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называются натуральными или целыми положительными.
Слева от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называются целыми отрицательными.
Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным числом. Оно разделяет положительные и отрицательные числа.
…, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, …
Ряд целых чисел образуют натуральные числа, целые отрицательные числа и число нуль.
Ряд целых чисел является бесконечным множеством, а часть этого ряда – все целые числа, заключённые между какими-нибудь двумя заданными целыми числами, – является конечным множеством.
– 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4 – конечное множество.
Задание 1.
Стрекоза может перелететь с любого целого числа только на соседнее целое число. Какое наименьшее количество полётов ей понадобится совершить, чтобы с числа – 5 попасть на число 8?
Стрекоза может перелетать только на соседнее целое число, значит от – 5 до 8 нужно:
Ответ: 13 – полётов.
Разбор заданий тренировочного модуля
Тип 1. Единичный выбор.
Утром температура воздуха была + 9˚ и к 12:00 понизилась на 10˚. Какой стала температура воздуха?
Варианты ответов: – 19, + 19, – 1, – 1
Решение:
+ 9 – 10 = – 1
Ответ: – 1
Тип 2. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Сколько целых чисел расположено правее числа – 8, но левее числа 2?
Решение:
…, – 8, __, __, __, __, __, __, __, __, __, 2, …
Ответ: ___
Решение:
Распишем числа, которые располагаются в ряду целых чисел, между заданными числами:
…, – 8, – 7, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, … Посчитаем их количество.
Ответ: 9.