Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Поделиться:
Конспект урока

Геометрия, 11 класс

Урок №17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Понятие векторного и координатного метода.

Решение стереометрических задач векторным и координатным методом.

Основная литература:

Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Геометрия. 10–11 классы : учеб.для общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни – М.: Просвещение, 2014. – 255, сс. 121-126.

Дополнительная литература:

Шарыгин И.Ф., Геометрия. 10–11 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2009. – 235, ил., ISBN 978–5–358–05346–5, сс. 178-196.

Потоскуев Е.В., Звавич Л. И. Геометрия. 11кл.: учеб. Для классов с углубл. И профильным изучением математики общеобразоват. Учреждений – М.: Дрофа, 2004. – 368 с. ил., ISBN 5–7107–8310–2, сс. 5-30.

Открытые электронные ресурсы:

Образовательный портал “Решу ЕГЭ”. https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=177

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Векторный и координатный метод решения заключается во введении (привязке к исследуемым фигурам) декартовой системы координат, а затем – исчислении образующихся векторов (их длин и углов между ними)

  • Расстояние от точки до прямой, не содержащей эту точку, есть длина отрезка перпендикуляра, проведенного из этой точки на прямую.
  • Расстояние между двумя параллельными прямыми равно длине отрезка их общего перпендикуляра;
  • Расстояние между параллельными прямыми равно расстоянию от любой точки одной из этих прямых до другой прямой;
  • Расстояние от точки до плоскости, не содержащей эту точку, есть длина отрезка перпендикуляра, опущенного из этой точки на плоскость;
  • Расстояние между прямой и параллельной ей плоскостью равно длине их общего перпендикуляра (расстояние от любой точки прямой до указанной плоскости);
  • Расстояние между двумя параллельными плоскостями равно длине их общего перпендикуляра (расстояние между точкой одной из этих плоскостей и другой плоскостью);
  • Углом между двумя пересекающимися прямыми называется наименьший из углов, образованных при пересечении прямых, образованных при пересечении прямых ( 0º < Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный < 90º);
  • Углом между двумя скрещивающимися прямыми, называется угол между двумя пересекающимися прямыми, соответственно параллельными данным скрещивающимся;
  • Две прямые называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90º;
  • Угол между двумя параллельными прямыми считается равным нулю;
  • Углом между плоскостью и не перпендикулярной ей прямой называется угол межу этой прямой и ее проекцией на данную плоскость ( 0º < Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный < 90º);
  • Угол между взаимно перпендикулярными прямой и плоскостью равен 90º;
  • Если прямая параллельна плоскости (или лежит в ней), то угол между ними считается равным 0º;
  • Двугранный угол, образованный двумя полуплоскостями измеряется величиной его линейного угла, получаемого при пересечении двугранного угла плоскостью, перпендикулярно его ребру, величина двугранного угла принадлежит промежутку ( 0º ;180º);
  • Величина угла между двумя пересекающимися плоскостями принадлежит промежутку Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный;
  • Угол между двумя параллельными плоскостями считается равным нулю.
  • Ax+By+Cz+D=0 — уравнение плоскости, где Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный вектор нормали данной плоскости ;
  • A(x-x0 )+B(y-y0 )+C(z-z0 )+D=0 – уравнение плоскости, проходящей через точку M(Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный,Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный ;
  • Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный — длина вектора Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный ;
  • Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатныйдлина вектораУрок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный или длина отрезка AB ,если AУрок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный
  • Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный — уравнение плоскости Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатныйM(Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный;Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный
  • Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный =Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный — каноническое уравнение прямой, проходящей через точку M(Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный,Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный и направляющим вектором Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный прямой l ;
  • x= x0+a1t, y=y0+a2t, z=z0=a3t – параметрическое уравнение прямой, проходящей через точку M(Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный параллельно вектору

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

  • Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный – скалярное произведение векторов Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный;
  • Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный (условие перпендикулярности двух векторов);
  • Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный — угол между векторами Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный;
  • Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный — угол между плоскостями Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный, Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный и Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный — векторы, перпендикулярные данным плоскостям;
  • угол между прямыми в пространстве есть острый угол между направляющими векторами данных прямых (прямая однозначно задается точкой и направляющим вектором данной прямой);
  • угол между прямой и плоскостью определяется как угол между прямой и проекцией прямой на плоскость. Для нахождения этого угла используется угол между направляющим вектором прямойУрок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный и вектором нормали Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный ( перпендикулярным ) плоскости Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный;

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

№1. На диагоналях АВ1 и ВС1 граней AA1B1B и ВВ1С1С параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 взяты точки соответственно Н и M так, что отрезки MН и A1C параллельны. Найдите отношение длин этих отрезков.

Решение.

Введем векторы:Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный 

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Тройку Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный некомпланарных векторов Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатныйпримем в качестве базиса и разложим векторы Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный по векторам этого базиса. Имеем:

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Так как точка Н лежит на диагонали АВ1, то векторы Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный коллинеарны, поэтому существует такое число х, что Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный Аналогично, в силу коллинеарности векторов Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатныйсуществует такое число у, что Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

По правилу ломаной находим:

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

По условию MН Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный A1C, значит, существует такое число t, что Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный то есть выполняется равенство:

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Вследствие некомпланарности векторов Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный и единственности разложения вектора по базису, приходим к выводу: 1 – х – t = 0, t – у = 0, х – у – t = 0. Решением этой системы уравнений является: Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный Тогда Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный значит, МН : СА1 = 1 : 3.

Ответ: 1 : 3.

№2 В правильной четырехугольной пирамиде SABCD сторона основания AB= 16 ,а высота равна 4. На ребрах AB ,CD ,AS отмечены точки M, N и K соответственно, причем AM = DN = 4,AK = 3.Найдите расстояние от точки K до плоскости SBC.

Решение:

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Во введенной прямоугольной системе координат центр основания пирамиды совпадает с началом координат О( 0;0;0) вершины имеют координаты:

S( 0 ;0 ;4),A(0; — 8Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный 0), B(8Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный ;0 ;0 ) ,C(0 ;8Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный ;0)и D( 0 ;- 8Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный ;0) .

Определим координаты точки KУрок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный По условию AK= 3 , то точка K делит отрезок AS в отношенииУрок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный:

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный — координаты точки K, где координаты концов отрезка AS Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный AK: KS= 3: 9=1: 3 ( Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатныйSOA по теореме Пифагора SA =Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Таким образом, Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный= 0 Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный ; z=Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный=1⇒ K(0Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный 1).

Составим уравнение плоскости Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный, причем воспользуемся другим способом задания уравнения плоскости, отличным от предыдущего. Так как плоскость проходит через точки S ( 0 ;0 ;4), B(8Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный ;0 ;0 )и C(0 ;8Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный ;0) то подставив координаты точек в общее уравнение плоскости Ax+By + Cz + D = 0, получим систему из трех уравнений:

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатныйУрок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

=0- уравнение плоскости (SBC),Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатныйвектор нормали к плоскости.

Расстояние от точки K до плоскости Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный: Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный=Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный=Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный.

Ответ : Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный.

№3 В кубе ABCDA1B1C1D1, ребро которого равно 6, найдите

(φ- угол между диагональю ВА1 грани АА1В1В и плоскостью ВС1D, А1М- расстояние от вершины А1 до плоскости ВС1D)

  1. V=?
  2. А1М=?
  3. φ= ?

Решение:

  1. Объем куба равен кубу его стороны, значит

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

2)Пусть отрезок A1М — перпендикуляр из вершины А1 на (ВС1D), МУрок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный(ВС1D) (рис. 4). Тогда A1М = ρ(А1; (ВС1D)). Найдем длину отрезка A1М.

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

По правилу треугольника имеем: Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Обозначим: Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный а в плоскости ВС1D введем базис Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный где Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный и запишем разложение вектора Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный по векторам этого базиса в виде: Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатныйТогда Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Так как A1МУрок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный(ВС1D), то A1МУрок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатныйВС1, A1МУрок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатныйВD (по определению прямой, перпендикулярной плоскости), значит, Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Коэффициенты х и у в разложении Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный вектора Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный найдем, пользуясь условием: Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

которое равносильно системе уравнений

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Прежде чем решать эту систему уравнений, найдем скалярные произведения векторов:

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Так как треугольники ВС1D, A1ВС1, A1ВDv— правильные и равные, то длины их сторон равны Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный а Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Тогда:

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный          (**)

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный          (***)

Вернемся к решению системы уравнений (*).

Учитывая соотношения (**) и (***) и свойства скалярного произведения векторов, получаем:

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Тогда Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный и

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Таким образом, Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

3)Обозначим Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный(ВА1; (ВС1D)) = φ. Так как А1М Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный (ВС1D), то ВМ — ортогональная проекция ВС1 на (ВС1D)

значит, Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный(ВА1; (ВС1D)) = Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный(ВА1; ВМ)=Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный = Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатныйА1ВМ = φ.

Используя соотношения (**) и (***) и то, что вектор Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатныйпри Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный имеет вид Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный находим:

Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

Ответ: 

1)Урок 17. Многогранники. Методы решения. Векторный и координатный

2)А1М=4√3

3) φ= arccos√(3/3)