Урок 17. О братьях наших меньших. Буква З и звуки [з] [з’]

Поделиться:
Конспект урока

Конспект по предмету

«Русский язык» для «1» класса

Урок № 17

Тема урока: О братьях наших меньших. Буква З и звуки [З] [З*].

Цель урока: знакомство с особенностями согласного звука [З].

Задачи:

Познавательные:

  • Формирование навыков различения и обозначения согласных звуков и букв, определения количества слогов, букв и звуков в словах, подбора слов к предложенным схемам.

Развивающие:

  • Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
  • Развитие аналитического мышления, развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратность.

Урок посвящен знакомству с особенностями согласных звуков [З] [З*]. В ходе урока учащиеся узнают способы различения и обозначения согласных звуков и букв, алгоритм

определения количества слогов, букв и звуков в словах, научаться подбору слов к предложенным схемам.

На уроке вы:

1. Узнаете особенности согласных звуков [З] [З`]

2. Научитесь различать звуки и буквы в слове, распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

3. Сможете самостоятельно определять количество слогов, букв и звуков в словах.

Основные термины и понятия:

1. Гласные звуки – состоят только из голоса. При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно.

2. Согласные звуки – в каждом согласном звуке есть шум. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Именно поэтому получается шум.

3. То, что мы слышим – звук.

4. То, что мы пишем – буква.

5. Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.

6. Звук [з`] – согласный, звонкий, мягкий.

Основная и дополнительная литература:

Азбука. 1 класс. В 2-х частях. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. 

Теоретическая часть:

То, что мы слышим – звук.

То, что мы пишем – буква.

Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком, например: стра-на, ста-ди-он.

Согласные звуки обозначают буквы: б, в,г,д, ж, з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ.

Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ь). Чтобы определить количество слогов, букв и звуков в словах нужно:

1. Записать это слово и посчитать все знаки, из которых состоит слово.

Например, слово собака. Здесь 6 букв.

2. Теперь надо определить, сколько гласных, а сколько согласных букв. Здесь 3 гласные и 3 согласные буквы.

3. Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько в нём и слогов. Слог всегда состоит из гласной и согласной букв. Их разделять нельзя. В слове «собака» 3 слога со-ба-ка.

4. Чтобы определить, сколько звуков в слове, нужно вспомнить правило: одна буква обозначает один звук. Ъ и Ь не имеют звука. Чаще всего одна буква обозначает 1 звук, но бывает и так: Ъ и Ь не имеют звука. Буквы е, ё, ю, я дают два звука в начале слова.

Когда мы произносим звук [з] мы ощущаем преграду преграду для воздуха. Это значит, что звук [З] согласный. Давайте произнесём слово зоопарк. В этом слове з – твёрдый звук. А в слове зебра звук [з] мягкий. Звук [З] всегда звучит звонко. Послушайте: звонить, золото. Даже слово «звонко» начинается на эту букву. Этот звук бывает глухим, и у него есть пара.

Если мы произнесём звук [З] шёпотом, то у нас ничего не получится. Вместо з скажем с. Это и есть пара. Буква З может встречаться в разных частях слова: в начале, в середине и в конце. Зоопарк, Козёл, Арбуз.

Задания тренировочного модуля:

ТВ- 2

Текст задания:

Электронная пропись. Напишите самостоятельно:

Урок 17. О братьях наших меньших. Буква З и звуки [з] [з']

ТВ-3

Текст задания:

Найдите правильные характеристики звука [з]. Выберите все правильные ответы.

Варианты ответов:

а) это гласный звук

б) это согласный звук.

в) всегда только мягкий звук.

г) парный звук.

д) всегда только твёрдый звук.

ТВ-5

Текст задания:

Вам нужно заполнить таблицу. В один столбик нужно записать всех домашних животных, в названиях которых есть буква з, а в другой столбик – все названия диких животных, в которых есть буква З.

Домашние животные

Дикие животные

Коза

Землеройка

Фазан

Зебра

Заяц

Змея

Зяблик

Зубр

Козёл

ТВ-6

Текст задания:

Вам необходимо собрать слоги. Соедините буквы и прочитайте вслух то, что у вас получилось.

З а

ы

у е

о и ю я

ТВ-8

Текст задания:

У звука [З] есть пара. В пропуски поставьте парный по глухости звук так, чтобы получились новые слова.

Козы – Ко…ы

Роса – Ро…а

Зина – … има

ТВ-13

Текст задания:

Вам необходимо составить слоги так, чтобы получились слоги, где звук [З] твёрдый, а другие, где звук [З] мягкий. Придумайте слова, в которых могут быть эти слоги.

ТВ-15

Текст задания:

Называйте вслух и вписывайте буквы, обозначающие гласные звуки. Затем разделите их на две группы.

1-я группа: буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков.

2-я группа: буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

Далее называйте и выписывайте все буквы, обозначающие согласные звуки. Затем разделите их на две группы.

1-я группа: буквы, обозначающие глухие согласные звуки.

2-я группа: буквы, обозначающие звонкие согласные буквы.