Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 2 класс

Урок № 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Как люди украшают посуду?

-Что такое узор и орнамент?

Глоссарий по теме:

Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней.

Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы.

Раппорт (от фр.rapport — возвращение) — минимальная площадь повторяющегося рисунка.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. –8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.48-57

2. Математика. Тетрадь учебных достижений. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова С.И.-М.: Просвещение, 2017.- с.28-31

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Люди с давних пор пытались сделать все вокруг себя прекрасней. Поэтому они украшали то, что их окружало: стены жилищ, одежду, предметы обихода. Самыми простыми были узоры на посуде, состоящие из повторяющихся точек, отрезков, геометрических фигур.

Узор – это рисунок, который представляет собой сочетание линий, красок и теней.

Орнамент – это украшение, узор, который состоит из ритмически повторяющихся элементов.Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

Орнаменты бывают геометрические

Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

животные

Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

растительные

Геометрические орнаменты могут располагаться в полосе, в круге, в квадрате

Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

Квадрат, овал, круг … Представьте вроде бы, простые геометрические фигуры, но при определённом чередовании фигур в сочетании с цветом могут создавать неповторимые узоры на посуде.

Давайте полюбуемся. Красные кружки – будто горошинки по белому кругу, или зеленые цепочки на прозрачном стекле стакана — и волшебство круга в орнаменте посуды просто восхищает!

Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

Ромбики, квадратики, прямоугольники – в их строгой геометрии форм необыкновенное очарование рисунка посуды. Цепочки квадратов, разных по цвету и размеру, выстраиваются в узоры правильных и неправильных форм, переходят то в ромбы, то в прямоугольники.

Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

Мы уже знаем, что орнаменты — это чередование повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется  раппортом (от фр.rapport — возвращение).

По характеру чередования раппортов все орнаменты подразделяются на виды:

1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении.Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

2. Центрический орнамент, он основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси.Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

3. Сетчатый орнамент— это когда раппорт заполняет всю поверхность, развиваясь в двух направлениях — по вертикали и по горизонтали.

Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

Математика всегда и везде вокруг нас! Хочется смотреть на эту математическую красоту. Постарайтесь замечать ее и принимать участие в создании новых узоров и орнаментов.

Тренировочные задания.

1. Какие элементы нужно добавить, чтобы рисунки на тарелках были одинаковыми? Выберите один из трех вариантов ответа:

Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

Варианты ответов:

1) Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» 2) Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» 3) Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

Правильный ответ:

2) Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» 

2. Из чего состоят геометрические узоры? Отгадайте и выделите синим цветом слова по вертикали и горизонтали в филворде:

Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

1.

Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» 1=Т

2.Прямые, кривые ___________

3. Геометрические ___________

К

А

Л

Е

Д

П

И

Р

П

О

О

Т

О

Ч

Е

К

Р

Т

Л

Е

Д

Ы

М

К

Т

Н

И

А

И

Б

Ф

И

А

И

Д

В

Н

Т

М

Ч

О

Г

Н

О

Ф

И

А

Н

А

Ь

П

У

А

Я

Л

И

Н

И

И

О

Т

Р

Ы

Я

П

А

Ь

С

К

И

Правильный вариант:

1. Точки

2. Линии

3. Фигуры

К

А

Л

Е

Д

П

И

Р

П

О

О

Т

О

Ч

Е

К

Р

Т

Л

Е

Д

Ы

М

К

Т

Н

И

А

И

Б

Ф

И

А

И

Д

В

Н

Т

М

Ч

О

Г

Н

О

Ф

И

А

Н

А

Ь

П

У

А

Я

Л

И

Н

И

И

О

Т

Р

Ы

Я

П

А

Ь

С

К

И