Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Как люди украшают посуду?
-Что такое узор и орнамент?
Глоссарий по теме:
Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней.
Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы.
Раппорт (от фр.rapport — возвращение) — минимальная площадь повторяющегося рисунка.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. –8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.48-57
2. Математика. Тетрадь учебных достижений. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова С.И.-М.: Просвещение, 2017.- с.28-31
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Люди с давних пор пытались сделать все вокруг себя прекрасней. Поэтому они украшали то, что их окружало: стены жилищ, одежду, предметы обихода. Самыми простыми были узоры на посуде, состоящие из повторяющихся точек, отрезков, геометрических фигур.
Узор – это рисунок, который представляет собой сочетание линий, красок и теней.
Орнамент – это украшение, узор, который состоит  из ритмически повторяющихся элементов.
Орнаменты бывают геометрические
                                  
животные
                        
растительные
Геометрические орнаменты могут располагаться в полосе, в круге, в квадрате



Квадрат, овал, круг … Представьте вроде бы, простые геометрические фигуры, но при определённом чередовании фигур в сочетании с цветом могут создавать неповторимые узоры на посуде.
Давайте полюбуемся. Красные кружки – будто горошинки по белому кругу, или зеленые цепочки на прозрачном стекле стакана — и волшебство круга в орнаменте посуды просто восхищает!


Ромбики, квадратики, прямоугольники – в их строгой геометрии форм необыкновенное очарование рисунка посуды. Цепочки квадратов, разных по цвету и размеру, выстраиваются в узоры правильных и неправильных форм, переходят то в ромбы, то в прямоугольники.

Мы уже знаем, что орнаменты — это чередование повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от фр.rapport — возвращение).
По характеру чередования раппортов все орнаменты подразделяются на виды:
1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении.
2. Центрический орнамент, он основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси.
3. Сетчатый орнамент— это когда раппорт заполняет всю поверхность, развиваясь в двух направлениях — по вертикали и по горизонтали.

Математика всегда и везде вокруг нас! Хочется смотреть на эту математическую красоту. Постарайтесь замечать ее и принимать участие в создании новых узоров и орнаментов.
Тренировочные задания.
1. Какие элементы нужно добавить, чтобы рисунки на тарелках были одинаковыми? Выберите один из трех вариантов ответа:

Варианты ответов:
1)  2)
 2)  3)
 3) 
Правильный ответ:
2)  
 
2. Из чего состоят геометрические узоры? Отгадайте и выделите синим цветом слова по вертикали и горизонтали в филворде:

1.
 1=Т
 1=Т
2.Прямые, кривые ___________
3. Геометрические ___________
| К | А | Л | Е | Д | П | И | Р | П | О | 
| О | Т | О | Ч | Е | К | Р | Т | Л | Е | 
| Д | Ы | М | К | Т | Н | И | А | И | Б | 
| Ф | И | А | И | Д | В | Н | Т | М | Ч | 
| О | Г | Н | О | Ф | И | А | Н | А | Ь | 
| П | У | А | Я | Л | И | Н | И | И | О | 
| Т | Р | Ы | Я | П | А | Ь | С | К | И | 
Правильный вариант:
1. Точки
2. Линии
3. Фигуры
| К | А | Л | Е | Д | П | И | Р | П | О | 
| О | Т | О | Ч | Е | К | Р | Т | Л | Е | 
| Д | Ы | М | К | Т | Н | И | А | И | Б | 
| Ф | И | А | И | Д | В | Н | Т | М | Ч | 
| О | Г | Н | О | Ф | И | А | Н | А | Ь | 
| П | У | А | Я | Л | И | Н | И | И | О | 
| Т | Р | Ы | Я | П | А | Ь | С | К | И | 



 Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»
Урок 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»