Урок 17. Слово и словосочетание

Поделиться:
Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 17

Раздел: Слово и словосочетание

Тема: Слово и словосочетание

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Различать слово и словосочетание; составлять из слов словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании.

Тезаурус: слово, словосочетание, главное и зависимое слово.

Список литературы:

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое слово, словосочетание;

Научимся:

  • различать слово и словосочетание;
  • образовывать из слов словосочетание;
  • находить в словосочетании главное и зависимое слово.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Прочитаем записи под картинками. Что общее и чем они отличаются?

Стол

Урок 17. Слово и словосочетание Урок 17. Слово и словосочетание Урок 17. Слово и словосочетание Урок 17. Слово и словосочетание

Письменный стол Бильярдный стол Детский стол Обеденный стол

На картинке изображены столы. Назначение каждого стола разное: стол письменный, стол бильярдный, стол для игры (детский), обеденный стол.

Определите, какое название более точное? Обратите внимание, словосочетание – это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать предмет.

Сегодня на уроке мы повторим, что такое слово, что такое словосочетание; научимся различать слово и словосочетание, определять в словосочетании главное и зависимое слово.

Слово состоит из звуков и букв, его можно произнести и написать. Слово только тогда является словом, если оно имеет смысл (лексическое значение).

Лексическое значение слова можно определить по Толковому словарю.

В толковом словаре Ожегова так определяется значение следующих слов:

Абрикос — южное фруктовое дерево семейства розоцветных, дающее сочные сладкие плоды с крупной косточкой, а также плод его.

Малышка – ласково о маленьком ребёнке.

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Пшеница (какая?) густая

Созрела (где?) в поле

Разбор заданий

Вариант 1.

Базовый уровень.

Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.

  1. Строки.
  2. Солт.
  3. Девочка.
  4. Круг.

Укажите вариант, в котором дано лексическое значение слова коллектив.

  1. Группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами.
  2. Состоит из 9 букв, 8 звуков.
  3. Безударные гласные в слове – о, е.
  4. Коллективный, коллективчик.

Прочитайте. Укажите словосочетание.

  1. Лесной массив.
  2. Кресло.
  3. Под креслом.
  4. В лесу.

Повышенный уровень

Прочитайте. Укажите словосочетания.

  1. Лес спит
  2. Ночь прошла
  3. Ветка дышит
  4. Красивый тюльпан

Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.

  1. Степь (какая?) бесконечная
  2. В поле (что сделали?) пришли

Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

Катя выполнила задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Метать в цель

О красном цветке

Синее море

Лес дремлет

Никита выполнил задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Читать книгу

Гость пришёл

Синяя лента

Лето наступило

Кто из ребят выполнил задание правильно?

Вариант 2.

Базовый уровень.

Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.

  1. Практ.
  2. Страда.
  3. Песня.
  4. Делать.

Укажите вариант, в котором дано лексическое значение слова горностай.

  1. Небольшое хищное животное с белым мехом и чёрным кончиком хвоста.
  2. Горностаевый воротник.
  3. Шуба из горностая.
  4. Существительное м.р., ед.ч.

Прочитайте. Укажите словосочетание.

  1. На море.
  2. На Чёрном море.
  3. Морской.
  4. В море.

Повышенный уровень

Прочитайте. Укажите словосочетания.

  1. Лесной житель
  2. Житель пришёл
  3. Сон наступил
  4. Красивый тюльпан

Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.

  1. Море (какое?) синее
  2. Из сада (что сделали?) вернулись

Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

Катя выполнила задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Кричать громко

Всем коллективом

Представлять на публике

Саша пришёл

Никита выполнил задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Разворачивать газету

Осень наступила

Писать книгу

Светит солнце

Кто из ребят выполнил задание правильно?