Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 17
Раздел: Слово и словосочетание
Тема: Слово и словосочетание
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Различать слово и словосочетание; составлять из слов словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании.
Тезаурус: слово, словосочетание, главное и зависимое слово.
Список литературы:
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое слово, словосочетание;
Научимся:
- различать слово и словосочетание;
- образовывать из слов словосочетание;
- находить в словосочетании главное и зависимое слово.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Прочитаем записи под картинками. Что общее и чем они отличаются?
Стол
Письменный стол Бильярдный стол Детский стол Обеденный стол
На картинке изображены столы. Назначение каждого стола разное: стол письменный, стол бильярдный, стол для игры (детский), обеденный стол.
Определите, какое название более точное? Обратите внимание, словосочетание – это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать предмет.
Сегодня на уроке мы повторим, что такое слово, что такое словосочетание; научимся различать слово и словосочетание, определять в словосочетании главное и зависимое слово.
Слово состоит из звуков и букв, его можно произнести и написать. Слово только тогда является словом, если оно имеет смысл (лексическое значение).
Лексическое значение слова можно определить по Толковому словарю.
В толковом словаре Ожегова так определяется значение следующих слов:
Абрикос — южное фруктовое дерево семейства розоцветных, дающее сочные сладкие плоды с крупной косточкой, а также плод его.
Малышка – ласково о маленьком ребёнке.
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Пшеница (какая?) густая
Созрела (где?) в поле
Разбор заданий
Вариант 1.
Базовый уровень.
Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.
- Строки.
- Солт.
- Девочка.
- Круг.
Укажите вариант, в котором дано лексическое значение слова коллектив.
- Группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами.
- Состоит из 9 букв, 8 звуков.
- Безударные гласные в слове – о, е.
- Коллективный, коллективчик.
Прочитайте. Укажите словосочетание.
- Лесной массив.
- Кресло.
- Под креслом.
- В лесу.
Повышенный уровень
Прочитайте. Укажите словосочетания.
- Лес спит
- Ночь прошла
- Ветка дышит
- Красивый тюльпан
Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.
- Степь (какая?) бесконечная
- В поле (что сделали?) пришли
Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.
Катя выполнила задание так:
Словосочетание | Грамматическая основа |
Метать в цель | О красном цветке |
Синее море | Лес дремлет |
Никита выполнил задание так:
Словосочетание | Грамматическая основа |
Читать книгу | Гость пришёл |
Синяя лента | Лето наступило |
Кто из ребят выполнил задание правильно?
Вариант 2.
Базовый уровень.
Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.
- Практ.
- Страда.
- Песня.
- Делать.
Укажите вариант, в котором дано лексическое значение слова горностай.
- Небольшое хищное животное с белым мехом и чёрным кончиком хвоста.
- Горностаевый воротник.
- Шуба из горностая.
- Существительное м.р., ед.ч.
Прочитайте. Укажите словосочетание.
- На море.
- На Чёрном море.
- Морской.
- В море.
Повышенный уровень
Прочитайте. Укажите словосочетания.
- Лесной житель
- Житель пришёл
- Сон наступил
- Красивый тюльпан
Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.
- Море (какое?) синее
- Из сада (что сделали?) вернулись
Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.
Катя выполнила задание так:
Словосочетание | Грамматическая основа |
Кричать громко | Всем коллективом |
Представлять на публике | Саша пришёл |
Никита выполнил задание так:
Словосочетание | Грамматическая основа |
Разворачивать газету | Осень наступила |
Писать книгу | Светит солнце |
Кто из ребят выполнил задание правильно?