Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Поделиться:
Конспект урока

Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

Урок №17. Степень с рациональным и действительным показателем.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1) понятие степени;

2) определение степени с рациональным и действительным показателем;

3) нахождения значения степени с действительным показателем.

Глоссарий по теме

Если n- натуральное число, Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем, m— целое число и частное Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем является целым числом, то при Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем справедливо равенство:

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем .

При любом действительном х Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем и любом положительном а Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем) степень Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем является положительным числом:

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Но если основание степени а=0, то степень Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателемопределяют только при Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателеми считают, что Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

При Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем выражение Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем не имеет смысла.

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Пример: вычислим Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Мы можем представить Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем, тогда

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Таким образом, мы можем записать

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем или Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

На основании данного примера можно сделать вывод:

Если n- натуральное число, Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем, m— целое число и частное Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем является целым числом, то при Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем0 справедливо равенство:

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем .

Напомним, что r-рациональное число вида Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем , где m— целое число , n- натуральное число. Тогда по нашей формуле получим:

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Таким образом, степень определена для любого рационального показателя r и любого положительного основания а.

Если Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем, то выражение Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем имеет смысл не только при Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем0, но и при а=0, причем, Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем Поэтому считают, что при rУрок 17. Степень с рациональным и действительным показателем0 выполняется равенство Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Пользуясь формулой Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем степень с рациональным показателем можно представить в виде корня и наоборот.

Рассмотрим несколько примеров:

  1. Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем
  2. Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Отметим, что все свойства степени с натуральным показателем, которые мы с вами повторили, верны для степени с любым рациональным показателем и положительным основанием, а именно, для любых рациональных чисел p и q и любых Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем0 и Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем0 ы следующие равенства:

  1. Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем;
  2. Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем;
  3. Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем
  4. Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем
  5. Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Разберем несколько примеров, воспользовавшись данными свойствами:

  1. Вычислим: Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

  1. Упростить выражение:

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

В числителе вынесем общий множитель ab за скобки, в знаменателе представим корни в виде дробных показателей степени:

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

А теперь дадим определение степени с действительным показателем, на примере Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем.

Пусть Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателемпоследовательность десятичных приближений с недостатком Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем:

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Эта последовательность стремится к числу Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем, т.е. Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Числа Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателемявляются рациональными, и для них определены степени Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателемт.е. определена последовательность Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Можно сделать вывод, что данная последовательность стремится к некоторому действительному числу, которое обозначают Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем, т.е. Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем.

Опредление степени с действительным показателем.

При любом действительном х Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем и любом положительном а Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем) степень Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем является положительным числом:

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Но если основание степени а=0, то степень Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателемопределяют только при Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателеми считают, что Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

При Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем выражение Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем не имеет смысла.

Для степени с действительным показателем сохраняются все известные свойства степени с рациональным показателем, из которых следует теорема.

Теорема. Пусть Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем и Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем. Тогда Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем.

Доказательство:

По условию Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем. Поэтому, по свойству 1 имеем
а^(х₂)Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем. Умножив обе части этого равенства на положительное число Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем, получим Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем. По свойству умножения степеней получаем: Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем, т.е. Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем.

Из данной теоремы вытекают три следствия:

  1. Пусть Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем Тогда Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем
  2. Пусть Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем и Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем.

  1. Пусть Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателеми Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем.

Эти теорема и следствия помогают при решении уравнений и неравенств, сравнении чисел.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Пример 1. Сравнить числа Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Сравним показатели Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Т.к. Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем, Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем и 12 < 18, то Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем.

Поэтому по теореме Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Пример 2. Решим уравнение

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем.

Поэтому уравнение можно записать так:

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Получим, Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем, разделим на 2 обе части уравнения.

Следовательно, Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Пример 3. Сравнить числа Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Избавимся от корней, для это возведем оба числа в шестую степень, т.к. шесть делится — наименьшее общее кратное двух и трех:

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем

Т.к. 0<8<9 и Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем, то Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем, т.е. Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем.