Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 10 класс
Урок №17. Степень с рациональным и действительным показателем.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1) понятие степени;
2) определение степени с рациональным и действительным показателем;
3) нахождения значения степени с действительным показателем.
Глоссарий по теме
Если n- натуральное число,
, m— целое число и частное
является целым числом, то при
справедливо равенство:
.
При любом действительном х
и любом положительном а
) степень
является положительным числом:
![]()
Но если основание степени а=0, то степень
определяют только при
и считают, что ![]()
При
выражение
не имеет смысла.
Основная литература:
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература:
Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Пример: вычислим ![]()
Мы можем представить
, тогда
![]()
Таким образом, мы можем записать
или ![]()
На основании данного примера можно сделать вывод:
Если n- натуральное число,
, m— целое число и частное
является целым числом, то при
0 справедливо равенство:
.
Напомним, что r-рациональное число вида
, где m— целое число , n- натуральное число. Тогда по нашей формуле получим:
![]()
Таким образом, степень определена для любого рационального показателя r и любого положительного основания а.
Если
, то выражение
имеет смысл не только при
0, но и при а=0, причем,
Поэтому считают, что при r
0 выполняется равенство ![]()
Пользуясь формулой
степень с рациональным показателем можно представить в виде корня и наоборот.
Рассмотрим несколько примеров:
Отметим, что все свойства степени с натуральным показателем, которые мы с вами повторили, верны для степени с любым рациональным показателем и положительным основанием, а именно, для любых рациональных чисел p и q и любых
0 и
0 ы следующие равенства:
;
;


Разберем несколько примеров, воспользовавшись данными свойствами:
- Вычислим:

![]()
- Упростить выражение:
![]()
В числителе вынесем общий множитель ab за скобки, в знаменателе представим корни в виде дробных показателей степени:

А теперь дадим определение степени с действительным показателем, на примере
.
Пусть
последовательность десятичных приближений с недостатком
:
![]()
Эта последовательность стремится к числу
, т.е. ![]()
Числа
являются рациональными, и для них определены степени
т.е. определена последовательность ![]()
Можно сделать вывод, что данная последовательность стремится к некоторому действительному числу, которое обозначают
, т.е.
.
Опредление степени с действительным показателем.
При любом действительном х
и любом положительном а
) степень
является положительным числом:
![]()
Но если основание степени а=0, то степень
определяют только при
и считают, что ![]()
При
выражение
не имеет смысла.
Для степени с действительным показателем сохраняются все известные свойства степени с рациональным показателем, из которых следует теорема.
Теорема. Пусть
и
. Тогда
.
Доказательство:
По условию
. Поэтому, по свойству 1 имеем
а^(х₂)
. Умножив обе части этого равенства на положительное число
, получим
. По свойству умножения степеней получаем:
, т.е.
.
Из данной теоремы вытекают три следствия:
- Пусть
Тогда 
- Пусть
и 
.
- Пусть
и 
.
Эти теорема и следствия помогают при решении уравнений и неравенств, сравнении чисел.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Пример 1. Сравнить числа ![]()
Сравним показатели ![]()
Т.к.
,
и 12 < 18, то
.
Поэтому по теореме ![]()
Пример 2. Решим уравнение
![]()
.
Поэтому уравнение можно записать так:
![]()
Получим,
, разделим на 2 обе части уравнения.
Следовательно, ![]()
Пример 3. Сравнить числа ![]()
Избавимся от корней, для это возведем оба числа в шестую степень, т.к. шесть делится — наименьшее общее кратное двух и трех:
![]()
![]()
Т.к. 0<8<9 и
, то
, т.е.
.



Урок 17. Степень с рациональным и действительным показателем