Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 2 класс

Урок №18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Какими свойствами сложения можно воспользоваться, чтобы вычислять сумму двузначных чисел без перехода через десяток?

Глоссарий по теме:

Переместительное свойство сложения: слагаемые можно переставлять местами, при этом значение суммы не изменится.

Сочетательное свойство сложения: результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой.

Сумма разрядных слагаемых — это представление двузначного числа в виде суммы его разрядов (десятков и единиц).

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.57.
  2. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А. Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.35.
  3. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.6, 34

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте вспомним основные свойства сложения. Для этого решим задачу.

«У Маши было два красных и три синих шарика, а у Вики было три красных и два синих шарика. У кого было шариков больше и на сколько?»

У Маши

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

У Вики

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

Сосчитаем шарики у Маши. 2 + 3 = 5 шариков у Маши.

Теперь сосчитаем шарики у Вики. 3 + 2 = 5 шариков у Вики.

Сравним записи и количество шариков у девочек. 2 + 3 = 3 + 2

У девочек по пять шариков. Слагаемые можно переставлять местами, при этом значение суммы не изменится. Это переместительное свойство сложения.

Решим другую задачу: «У Саши четыре синих шарика. У Паши два жёлтых и три красных шарика. Сколько всего шариков у мальчиков?»

У Саши

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

У Паши

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

Мальчики решили задачу по-разному.

Саша к числу своих синих шариков прибавил сначала число жёлтых шариков, а затем прибавил число красных шариков. У Саши получилось девять шариков.

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

+

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

(4 + 2) + 3 = 9 шариков всего

Паша к числу Сашиных шариков прибавил число своих жёлтых и красных шариков. У Паши тоже получилось девять шариков.

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

+

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

+

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

4 + (2 + 3) = 9 шариков всего

Результат мальчики получили одинаковый, несмотря на то, что вычисляли сумму по-разному. Значит, выражения равны между собой.

(4 + 2) + 3 = 4 + (2 + 3)

Нам нужно вычислить сумму чисел десять, семь, сорок и три.

10 + 7 + 40 + 3

Если мы будем складывать числа по порядку, то у нас возникнут затруднения, потому что мы не умеем прибавлять к семнадцати число сорок.

10 + 7 + 40 + 3 =17 + 40 + 3

?

Воспользуемся правилом: результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой. Это сочетательное свойство сложения.

Удобно выполнить вычисление следующим образом:

10 + 7 + 40 + 3 = (10 + 40) + (7 + 3) = 50 + 10 = 60

Используя переместительное и сочетательное свойства сложения, можно складывать числа в любом порядке, как удобнее.

Вывод: Для сложения однозначных и двузначных чисел мы воспользуемся свойствами сложения: переместительным и сочетательным. Используя оба свойства сложения, можно складывать числа в любом порядке, как удобнее: десятки с десятками, а единицы с единицами.

Тренировочные задания.

1.Вспомните свойства сложения и, используя их, вычислите суммы удобным способом.

40 + 4 + 6 + 20 =___________________________

30 + 3 + 50 + 7 = ___________________________

5 + 20 + 5 + 60 = ___________________________

1 + 10 + 9 + 60 = ___________________________

Правильные ответы:

40 + 4 + 6 + 20 = (40 + 20) + (4 + 6) = 60 + 10 = 70

30 + 3 + 50 + 7 = (30 + 50) + (3 + 7) = 80 + 10 = 90

5 + 20 + 5 + 60 = (20 + 60) + (5 + 5) = 80 + 10 = 90

1 + 10 + 9 + 60 = (10 + 60) + (1 + 9) = 70 + 10 = 80

2. Совместите название математического свойства с его значением и выражением.

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100

Правильные ответы:

Урок 18. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100