Урок 18. Сказка о царе Салтане. Буква Б и звуки [б] [б’]

Поделиться:
Конспект урока

Конспект по предмету

«Русский язык» для «1» класса

Урок № 18

Тема урока: Сказка о царе Салтане. Буква Б и звуки [Б] [Б*].

Цель урока: знакомство с особенностями согласного звука [Б].

Задачи:

Познавательные:

  • Формирование навыков различения и обозначения согласных звуков и букв, определения количества слогов, букв и звуков в словах, подбора слов к предложенным схемам.

Развивающие:

  • Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
  • Развитие аналитического мышления, развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратность.

Урок посвящен знакомству с особенностями согласных звуков [Б] [Б*]. В ходе урока учащиеся узнают способы различения и обозначения согласных звуков и букв, алгоритм

определения количества слогов, букв и звуков в словах, научаться подбору слов к предложенным схемам.

На уроке вы:

1. Узнаете особенности согласных звуков [Б] [Б`]

2. Научитесь различать звуки и буквы в слове, распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

3. Сможете самостоятельно определять количество слогов, букв и звуков в словах.

Основные термины и понятия:

  1. Согласные звуки – в каждом согласном звуке есть шум. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Именно поэтому получается шум.
  2. То, что мы слышим – звук.
  3. То, что мы пишем – буква.
  4. Звук [б] – согласный, звонкий, твёрдый.
  5. Звук [б`] – согласный, звонкий, мягкий.

Основная и дополнительная литература:

Азбука. 1 класс. В 2-х частях. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. 

Теоретическая часть:

То, что мы слышим – звук.

То, что мы пишем – буква.

Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком, например: стра-на, ста-ди-он.

Согласные звуки обозначают буквы: б, в,г,д, ж, з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ.

Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ь). Чтобы определить количество слогов, букв и звуков в словах нужно: 1. записать это слово и посчитать все знаки, из которых состоит слово.

Например, слово собака. Здесь 6 букв. 2. Теперь надо определить, сколько гласных, а сколько согласных букв. Здесь 3 гласные и 3 согласные буквы. 3.Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько в нём и слогов. Слог всегда состоит из гласной и согласной букв. Их разделять нельзя. В слове «собака» 3 слога со-ба-ка. 4. Чтобы определить, сколько звуков в слове, нужно вспомнить правило: одна буква обозначает один звук. Ъ и Ь не имеют звука. Чаще всего одна буква обозначает 1 звук, но бывает и так: Ъ и Ь не имеют звука. Буквы е, ё, ю, я дают два звука в начале слова.

Когда мы произносим звук [б], который обозначает эта буква, мы ощущаем преграду для воздуха. Это значит, что звук [б] согласный. Этот звук бывает твёрдым и мягким

Звук [Б] всегда звучит звонко. Послушайте: блоха, бабушка, барсук. Этот звук бывает глухим, и у него есть пара.

Если мы произнесём звук [Б] шёпотом, то у нас ничего не получится. Вместо б скажем п. Это и есть пара. Буква Б может встречаться в разных частях слова: в начале, в середине и в конце. Бабушка, Зебра, Араб.

Задания тренировочного модуля:

ТВ- 2

Текст задания:

Электронная пропись. Напишите самостоятельно:

Урок 18. Сказка о царе Салтане. Буква Б и звуки [б] [б']

ТВ-3

Текст задания:

Найдите правильные характеристики звука [б]. Выберите все правильные ответы.

Варианты ответов:

а) это гласный звук

б) это согласный звук.

в) всегда только мягкий звук.

г) парный звук.

д) всегда только твёрдый звук.

ТВ-5

Текст задания:

Вам нужно заполнить таблицу. В один столбик нужно записать все слоги, в которых звук [б] твёрдый, а в другой столбик – все слоги, где этот звук мягкий.

Твёрдый звук

Мягкий звук

Ба бо бе бю бэ бя бу бы би

ТВ-6

Текст задания:

Вам необходимо собрать слоги. Соедините буквы и прочитайте вслух то, что у вас получилось. (Буквы желательно сделать интересной формы и цвета).

Б а

ы

у е

о и ю я

ТВ-8

Текст задания:

У звука [Б] есть пара. В пропуски поставьте парный по глухости звук так, чтобы получились новые слова.

Баба – а…а

Били – …или

Быль – …ыль

Была – ..ила

Был – …ил

ТВ-15

Текст задания:

Называйте вслух и вписывайте буквы, обозначающие гласные звуки. Затем разделите их на две группы.

1-я группа: буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков.

2-я группа: буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

Далее называйте и выписывайте все буквы, обозначающие согласные звуки. Затем разделите их на две группы.

1-я группа: буквы, обозначающие глухие согласные звуки.

2-я группа: буквы, обозначающие звонкие согласные буквы.

ТВ-16

Текст задания:

Вспомните, что такое парные согласные звуки. Напишите слова, в которых парный согласный звук будет мягким.

Например: пир, бирка.