Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 10 класс
Урок №18. Степенная функция. Дробно-линейная функция.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1) понятие степенной функции;
2) основные свойства функций и ;
3) понятия взаимно обратной и дробно- линейной функций;
4) особенности построения графика дробно-линейной функции.
Глоссарий по теме
Определение. Функция вида , где n- любое действительное число, называют степенной функцией.
Определение. Функцию y=f(x), x∈X называют обратимой, если любое своё значение она принимает только в одной точке множества X (иными словами, если разным значениям аргумента соответствуют разные значения функции).
Основная литература:
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература:
Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Определение. Функция вида у=хn, где n- любое действительное число, называют степенной функцией.
С некоторыми из таких функций вы уже познакомились в курсе алгебры 7-9 классов Это, например, функции у=х1=х, у=х2, у=х3. При произвольном натуральном n графики и свойства функции у=хn аналогичны известным графикам и свойствам указанных функций.
Если показатель степени n — натуральное число, то степенная функция задаётся формулой y=xn.
При n=1, y=x1 или y=x — прямая (Рисунок 1).
Рисунок 1 – график функции y=x1
При n=2, y=x2 — парабола.
При n=3, y=x3 — кубическая парабола.
График степенной функции y=xn, где n — чётное число (4,6,8…), принимает вид параболы.
Рисунок 2 – график функции y=xn, где n — чётное число
График степенной функции y=xn, где n — нечётное число (5,7,9…), принимает вид кубической параболы.
Рисунок 3 – график функции y=xn, где n — нечётное число
Если показатель степени — целое отрицательное число, то степенная функция задаётся формулой y=x−n или y=1/xn.
График степенной функции y=x−n, в случае, когда n — чётное число (4,6,8…), принимает вид:
Рисунок 4 – график функции y=x−n, при n — чётное число
Например, такой вид принимают графики функций y=x−4,y=x−8.
График степенной функции y=x−n, в случае, когда n — нечётное число (5,7,9…), принимает вид гиперболы:
Рисунок 5 – график функции y=x−n, при n — нечётное число
Например, такой вид принимают графики функций y=x−5,y=x−11.
Функции такого вида называются дробно-линейными.
Рассмотрим графики степенных функций y=xm/n с положительным дробным показателем m/n.
1. Степенная функция , где > неправильная дробь (числитель больше знаменателя).
График — ветвь параболы:
Рисунок 6 – , где
Свойства функции , где
1.D(f)=[0;+∞);
2.E(f)=[0;+∞);
3. не является ни чётной, ни нечётной;
4. возрастает при x∈[0;+∞);
5. не имеет наибольшего значения, yнаим=0;
6. не ограничена сверху, ограничена снизу;
7. выпукла вниз;
8. непрерывна.
2. Степенная функция , где — правильная дробь (числитель меньше знаменателя).
Рисунок 7 — функция , где
Свойства функции , где
1.D(f)=[0;+∞);
2.E(f)=[0;+∞);
3. не является ни чётной, ни нечётной;
4. возрастает при x∈[0;+∞);
5. не имеет наибольшего значения, yнаим=0;
6. не ограничена сверху, ограничена снизу;
7. выпукла вверх;
8. непрерывна.
Рассмотрим степенные функции с отрицательным дробным показателем степени
График — ветвь гиперболы.
Рисунок 8 — функция
График имеет горизонтальную асимптоту у=0 и вертикальную асимптоту х=0.
Свойства функции .
1.D(f)=(0;+∞);
2.E(f)=(0;+∞);
3. не является ни чётной, ни нечётной;
4. убывает при x∈(0;+∞);
5. не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значения;
6. не ограничена сверху, ограничена снизу;
7. выпукла вниз;
8. непрерывна.
Итак, на основании всего вышеперечисленного, можно сделать вывод в виде таблицы:
Таблица 1 — вывод
Рассмотрим еще одну функцию.
Определение. Функцию y=f(x), x∈X называют обратимой, если любое своё значение она принимает только в одной точке множества X (иными словами, если разным значениям аргумента соответствуют разные значения функции).
Теорема 1
Если функция y=f(x), x∈X монотонна на множестве X, то она обратима.
Теорема 2
Если функция y=f(x) возрастает (убывает) на множестве X, а Y — область значений функции, то обратная функция x=f−1(y),y∈Y возрастает (убывает) на множестве Y.
Теорема 3
Точки M(a;b) и P(b;a) симметричны относительно прямой y=x.
Нахождение формулы для функции, обратной данной
Пользуясь формулой y=f(x), следует выразить x через y, а в полученной формуле x=g(y) заменить x на y, а y на x.
Пример:
Дана функция y=x2, x∈[0;+∞). Найти обратную функцию.
Заданная функция возрастает на промежутке [0;+∞), значит, она имеет обратную функцию. Из уравнения y=x2 находим: или . Промежутку [0;+∞) принадлежат лишь значения функции . Это и есть обратная функция, которая определена на промежутке [0;+∞).
Поменяв местами x и y, получим: , x∈[0;+∞). График этой функции получается из графика функции y=x2, x∈[0;+∞) с помощью симметрии относительно прямой y=x.
Рисунок 9 – график функции, обратной y=x2
Разборы и примеры решения заданий тренировочного модуля
№1.
Изобразите схематически график функции
Графиком данной функции является гипербола.
Возьмем точки:
Х | -3 | -5 | -2 | -6 | 0 | -8 |
у | -4 | 4 | -2 | 2 | -1 | 1 |
Верный ответ:
Рисунок 10 – график функции
№2. Выделите возрастающую функцию при х>0, если
- р=8
- р=-9
- р= -5
- р=-3
- р=4
- р=11
Применим данную таблицу к решению нашего задания
Таблица 1 – выводы
При p>0 функция возрастает.
Соответственно, верный ответ:
- р=8
- р=-9
- р= -5
- р=-3
- р=4
- р=11