Урок 19. Обобщение знаний о словосочетании и лексическом значении слова

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 3 класс

Урок № 19

Раздел. Слово и словосочетание.

Тема. Обобщение знаний о словосочетании и лексическом значении слова

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Различать слово и словосочетание; составлять из слов словосочетания; отличать устойчивое словосочетание (фразеологизм) от словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании.

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)

Слово, словосочетание, главное и зависимое слово, фразеологизм.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое слово, словосочетание;

Научимся:

  • различать слово и словосочетание;
  • образовывать из слов словосочетание;
  • находить в словосочетании главное и зависимое слово.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим иллюстрации. Что в них общего и чем они отличаются?

Урок 19. Обобщение знаний о словосочетании и лексическом значении слова Урок 19. Обобщение знаний о словосочетании и лексическом значении слова

Шкаф. Шкаф для одежды.

Урок 19. Обобщение знаний о словосочетании и лексическом значении словаУрок 19. Обобщение знаний о словосочетании и лексическом значении слова

Альбом. Альбом для рисования.

Урок 19. Обобщение знаний о словосочетании и лексическом значении слова Урок 19. Обобщение знаний о словосочетании и лексическом значении слова

Сумка. Кожаная сумка.

Как видно, на рисунке два разных предмета названы по-разному. Один – называет предмет, второй – уточняет, какой это предмет, для чего он нужен. В первом случае предмет назван при помощи слова, во втором случае – при помощи двух слов, связанных по смыслу и грамматически.

Сегодня на уроке мы повторим, что такое слово, что такое словосочетание; научимся различать слово и словосочетание, определять в словосочетании главное и зависимое слово.

Вспомним, слово состоит из звуков и букв, его можно произнести и написать. Слово только тогда является словом, когда оно имеет смысл (лексическое значение).

Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю.

В толковом словаре так определяется значение следующих слов:

Альбом – книга, тетрадь в переплёте для стихов, рисунков, коллекций.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах.

Обратите внимание, словосочетание – это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать предмет.

Вспомним, словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Собака (какая?) злая

Пришла (куда?) в огород

Устойчивые выражения слов (словосочетаний) называют фразеологизмами. В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смысл: «ни свет ни заря», «прикусил язык». Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, мы имеем в виду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов.

«Ни свет ни заря» означает рано, до рассвета.

«Прикусил» язык означает замолчал.

Смысл фразеологизмов можно объяснить с помощью словаря фразеологизмов (фразеологический словарь).

Разбор заданий

Базовый уровень.

Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.

  1. Стольный.
  2. Традиция.
  3. Привилегия.
  4. Сонктмив.

Правильный ответ.

Сонктмив.

Укажите, на какой строке записано лексическое значение слова «простокваша».

  1. Густое закисшее молоко.
  2. Состоит из 10 букв, 10 звуков.
  3. Безударные гласные в слове – о, о, а.
  4. Молоко.

Правильный ответ.

Густое закисшее молоко.

Прочитайте. Укажите словосочетание.

  1. Красивый город.
  2. Красивый.
  3. За городом.
  4. В городе.

Правильный ответ

Красивый город.

Повышенный уровень

Укажите словосочетание, которое является фразеологизмом.

  1. Как воды в рот набрал.
  2. Воды в рот набрал.
  3. Прополоскал горло.

Правильный ответ:

Как воды в рот набрал.