Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок №19. Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20; 36 ‒ 2, 36 ‒ 20.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
-Как устно вычислять сумму и разность двузначных чисел без перехода через десяток на основе разрядного состава?
Глоссарий по теме:
Единицы – это наименьший разряд в записи любого числа.
Десяток – это второй разряд в записи числа. Один десяток содержит 10 единиц.
Сумма разрядных слагаемых — это представление двузначного числа в виде суммы его разрядов (десятков и единиц).
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.58-59.
- Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.37.
- Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.22
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте научимся решать примеры на сложение. Найдём сумму чисел 24 и 3.
Посмотрите на рисунок. Десятки будем обозначать треугольниками с десятью кругами, а единицы – отдельными кругами.
В числе двадцать четыре – два десятка, или число двадцать и четыре единицы.
А в числе три – три единицы.
24 + 3 = (20 + 4) + 3
Используя сочетательное свойство сложения, прибавим 4 и 3. Получится 7. Теперь прибавим 20, получится число 27.
(20 + 4) + 3 = (4 + 3) + 20 = 7 + 20 = 27
Запишем весь пример: сумма чисел 24 и 3.
Заменим число 24 суммой разрядных слагаемых 20 и 4. Удобно сложить 4 и 3, и к полученному результату прибавим 20. Получилось 27.
Подобным образом рассмотрим, как к числу 24 прибавить число 30.
Заменим число 24 суммой разрядных слагаемых, запишем пример.
24 + 30 = (20 + 4) + 30
Удобно к 20 прибавить 30, получится 50, а затем прибавить 4.
24 + 30 = (20 + 4) + 30 = (20 + 30) + 4 = = 50 + 4 = 54
Вычитание осуществляется таким же образом, как и сложение. Найдём разность чисел 34 и 2. Выполним рисунок.
Заменим число 34 суммой разрядных слагаемых 30 и 4, запишем пример:
34 — 2 = (30 + 4) — 2
Удобнее из 4 вычесть 2, получится 2. Затем к 2 прибавим 30. Получится 32.
34 — 2 = (30 + 4) — 2 = (4 – 2) + 30 = 2 + 30 = 32
Теперь рассмотрим пример на вычитание. Найдём разность чисел 34 и 20, выполним рисунок.
Заменим число 34 сумой разрядных слагаемых 30 и 4, запишем пример:
34 — 20 = (30 + 4) — 20
Удобнее из 30 вычесть 20, получится 10. Затем к 10 прибавим 4. Получится 14.
34 — 20 = (30 + 4) — 20 = (30 – 20) + 4 = 10 + 4 = 14
Вывод: При сложении и вычитании однозначных и двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд будем опираться на свойства сложения и разрядный состав чисел. Десятки будем складывать с десятками, а единицы с единицами.
Тренировочные задания.
1. Решите примеры, соедините их с ответами.
Пример Ответ
46 – 5 = 29
32 + 4 = 56
89 – 60 = 41
26 + 30 = 36
Правильные ответы:
Пример Ответ
46 – 5 = 29
32 + 4 = 56
89 – 60 = 41
26 + 30 = 36
2. Выберите правильный способ нахождения значения каждого из выражений.
74 – 40 = | (70 + 4) – 40 = (70 – 40) – 4 = 30 – 4 = 26 |
(70 + 4) – 40 = (70 – 40) + 4 = 30 + 4 = 34 | |
54 + 2 = | (50 + 4) + 2 = (4 + 2) + 50 = 6 + 50 =56 |
(50 + 4) + 2 = (50 + 2) + 4 = 52 + 4 =56 | |
28 + 30 = | (20 + 8) + 30 = (30 + 8) + 20 = 38 + 20 = 58 |
(20 + 8) + 30 = (20 + 30) + 8 = 50 + 8 = 58 | |
49 – 7 = | (40 + 9) – 7 = (9 – 7) + 40 = 2 + 40 = 42 |
(40 + 9) – 7 = ( 40 – 7) + 9 = 33 + 9 = 42 |
Правильные ответы:
74 – 40 = | (70 + 4) – 40 = (70 – 40) – 4 = 30 – 4 = 26 |
(70 + 4) – 40 = (70 – 40) + 4 = 30 + 4 = 34 | |
54 + 2 = | (50 + 4) + 2 = (4 + 2) + 50 = 6 + 50 =56 |
(50 + 4) + 2 = (50 + 2) + 4 = 52 + 4 =56 | |
28 + 30 = | (20 + 8) + 30 = (30 + 8) + 20 = 38 + 20 = 58 |
(20 + 8) + 30 = (20 + 30) + 8 = 50 + 8 = 58 | |
49 – 7 = | (40 + 9) – 7 = (9 – 7) + 40 = 2 + 40 = 42 |
(40 + 9) – 7 = ( 40 – 7) + 9 = 33 + 9 = 42 |