Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 2
Раздел: Язык и речь (Наша речь и наш язык)
Тема: Для чего нужен язык
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Язык, на котором мы говорим с детства, говорят люди, проживающие на территории нашей Родины (Россия) или малой родины (например, Чечня, Татарстан), называется родным языком.
Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным.
Тезаурус: язык, родной язык, иностранный язык, русский язык.
Список литературы:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 8 — 10.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 4.
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 4.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
http://resh.edu.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Язык, на котором мы говорим с детства, говорят люди, проживающие на территории нашей Родины — России или малой родины (например, Чечня, Татарстан), называется родным языком.
Например, для всех жителей России (в том числе татар, чеченцев, кабардинцев, осетинцев, ненцев) родной язык – русский. Все жители России могут говорить по-русски. Но для жителей Татарстана родным языком будет и татарский язык, для жителей Чечни – чеченский язык и т.д.
Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным. Например, в Англии – английский, во Франции – французский, в Китае – китайский, в Японии – японский, в Испании – испанский, в Финляндии – финский. В школе мы изучаем иностранный язык.
Зачем нам нужен язык? Прочитаем для ответа на этот вопрос высказывание Л. Успенского «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Ответим на вопрос: язык нужен человеку для того, чтобы общаться, передавать нужную и важную информацию.
Прочитайте две записи об осени. Какая из записей вам больше всего понравилась, объясните, почему.
Запись № 1.
Осень пришла. Люблю я осень.
Запись № 2.
….Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
А. Пушкин
В записи под № 1 сообщается, что осень пришла, что я люблю осень.
В записи под № 2 сообщается тоже об осени, но ярко, образно, красиво, используются разные средства художественной выразительности. Можно легко представить осень, которую рисует поэт, автор.
А.И. Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок послушен, ловок и вместителен».
Сделаем вывод: об одном и том же можно сказать по-разному. Яркой образной речью владеют поэты и писатели.
- Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 1. Базовый уровень сложности.
Тип – ребус – соответствие.
Текст вопроса
Установите соответствие между понятием и соответствующей иллюстрацией.
Родной язык | |
Иностранный язык |
Правильный ответ.
Родной язык | |
Иностранный язык |
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали.
- Прочитайте понятия в левом столбике таблицы, объясните смысл понятий.
- Рассмотрите рисунки, объясните, что на них изображено.
- Определите, какой вид речи иллюстрируют рисунки.
- Соотнесите понятия и иллюстрацию. Проведите стрелки.
- Проверьте.
- Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 2. Базовый уровень сложности.
Тип – единичный/множественный выбор.
Текст вопроса
Выберите высказывания, которые соотносятся с понятием «родной язык»:
Язык, на котором говорят жители моей страны;
Язык, на котором говорят жители другой страны;
Мой родной русский язык.
Для жителей моей страны родной язык – русский.
Правильный ответ
Язык, на котором говорят жители моей страны;
Мой родной русский язык.
Для жителей моей страны родной язык – русский.
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали.
- Вспомните, какой язык называют родным.
- Прочитайте записи (высказывания) о языке.
- Определите, в какой записи идёт речь о родном языке.
- Проверьте себя.