Урок 20. Народы России в XVI в. Проблема вероисповедания.

Поделиться:

Конспект
Во второй половине XVI века к Российскому государству были присоединены территории Казанского, Астраханского, Сибирского ханства и Ногайской Орды. Здесь проживали финно-угорские и тюркские народы.
К финно-угорским на территории нашей страны относится мордва или точнее народы эрзя и мокша, удмурты (вотяки), марийцы и другие. Уже в конце XIV-XV веков к Москве отошел ряд территорий, населенных этими народами. После взятия Казани в 1552 году непокорство проявили удмурты и марийцы, которые на протяжении нескольких лет продолжали вооруженное сопротивление, но вынуждены были покориться. После присоединения Сибирского ханства в состав России были включены ханты и манси.
В 1565 году прошла перепись на территории мещеры и были определены размеры ясака. Земли раздавались местным и татарским князьям и мурзам. В царскую казну финно-угорские народы платили оброк медом, белками, деньгами, отправляли военные отряды в русскую армию. Земли мокши и эрзи давались в кормление русским дворянам. Положение финно-угорского крестьянства постепенно сближалось с положением русского крестьянства, а местная знать постепенно приобретала такие же права и обязанности, как и русское дворянство.
К тюркским народам на территории нашей страны относятся татары казанские и астраханские, башкиры и чуваши.
На территориях бывшего Казанского ханства население во многом уже было оседлым, занималось земледелием и промыслами. В первой половине XVI века одна часть знати казанского ханства выступала за союз с Москвой, другая за подчинение Москвы и возобновление ею выплаты дани, как во времена Орды. Курс на разрыв отношений постепенно возобладал, что вынудило Москву принять решение об окончательном подчинении ханства. За взятием Казани последовал ряд походов, имевших целью подавить сопротивление местной знати. Однако некоторые ее представители добровольно переходили на сторону новой власти, при этом они сохраняли и свои земельные владения, и были приняты на русскую службу.
В 1551 году еще во время строительства Свияжска чуваши добровольно покорились Ивану IV и участвовали в походе на Казань.
В 1557 году башкиры согласились выплачивать ясак русскому царю.
Присоединенные к России в 1550-е годы народы должны были платить оброк медом, пошлины за пользование бортными и охотничьими угодьями, направлять воинов в армию, рубить лес и строить крепости. Размер ясака, который первоначально был небольшим, стал постепенно увеличиваться, в 1570-1580-х годов это вызвало народные восстания среди чувашей и марийцев.
Те представители местной знати (князья и мурзы), которые заняли лояльную позицию по отношению к царской власти, сохранили свои земельные владения, а также право сбора дани с населения и право вершить суд. Известно, что в ходе Ливонской войны привлекались военные отряды «служилых» татар, за свою службу они получали земли и жалование.
В 1557 году началась раздача земель, ранее принадлежавших татарской знати, русским служилым людям. Бояре и дворяне стали активно занимать Поволжье, заселяя свои новые земли русскими крестьянами. Строились новые крепости и засечные черты. В 1578 году была построена линия от Темникова к Алатырю и Тетюшам.
Активную деятельность на осваиваемых территориях начала проводить православная церковь. В 1555 году была основана Казанская епархия, которая вела миссионерскую деятельность среди язычников, имея целью их обращение к христианству. Строились монастыри: Желтоводский Макариев, Свято-Троицкий Алатырский, Благовещенский в Муроме, Свято-Николаевский в Арзамасе. Обращение в христианство, согласно указаниям царя, сформулированным в документе под названием «Наказная память», должно было проводиться с помощью ненасильственным методов. Новообращенным, их называли новокрещёнами, сулили льготы. Так, перешедших в новую веру на три года освобождали от уплаты ясака. Мусульманам было разрешено исповедовать ислам и строить мечети, в городах, и они образовывали отдельные слободы.