Урок 21. Общественный строй и церковная организация на Руси. Повседневная жизнь населения

Поделиться:
Конспект урока

История, 6 класс

Урок 21. Общественный строй и церковная организация на Руси. Повседневная жизнь населения

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Получат сведения о важной части русского средневековья – религиозно — церковной жизни, о главных догматах и нравственно — этических нормах христианства, о периоде становления церковной организации на Руси, узнают о становлении традиций русского монашества и духовенства, о взаимоотношениях государства и церкви.
  2. Познакомятся на примере «Русской Правды» с усложнением структуры общества и отношений между социальными группами.

Тезаурус

Догмат – утверждённое церковью положение вероучения, обязательное и неизменяемое.

Монашество – также и́ночество, буквально «уединённое, одинокое жительство», особая группа людей, живущих в монастырях совместно или по отдельности по строго определённой системе правил и ограничений с целью духовного и нравственного совершенствования.

Икона – в христианстве священное изображение лиц или событий библейской, или церковной истории.

Ересь – сознательное изменение религиозного учения, предлагающее иной подход к одному или нескольким его положениям.

Смерды – категория населения по Русской Правде, свободные земледельцы.

Автономия – самоуправление, независимость в управлении, в отношении к Церкви используется также термин автокефалия.

Устав – свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере (монастырский, военный, судебный).

Натуральное хозяйство – тип экономики, когда все необходимое производится в рамках одного домохозяйства и нет необходимости внутреннего торгового обмена.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова. –М.: Просвещение, 2019.
  2. Сокровищница документов прошлого / Автократова М. И., Буганов В. И., – М.: Советская Россия, 1986.
  3. Великие государственные деятели России / Маландин В. В., Введенский Р. М., Ляшенко Л. М., Воронин В. Е. – М: Владос, 1996.
  4. Сайт: https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook – Видеоучебник «История России с древнейших времён до XVII века».
  5. Сайт: http://www.booksite.ru/enciklopedia – Древнерусская жизнь в картинках.
  6. Сайт: http://www.krugosvet.ru – Онлайн – энциклопедия «Кругосвет».
  7. Сайт: http://www.avorhist.ru – Русь Древняя и Удельная.
  8. Сайт: http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – Сайт материалов по отечественной истории с древнейших времён до наших дней.
  9. Сайт: http://history.sgu.ru – Российская история в зеркале изобразительного искусства.
  10. Сайт: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext – Хронология русской и западной истории.
  11. Сайт: http://historydoc.edu.ru – Лекции по истории on-line для любознательных.
  12. Сайт: http://www.istorya.ru/hronos.php – История Отечества с древнейших времён до наших дней.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня мы продолжим разговор об общественно-политическом строе Руси и остановимся на таком важном аспекте жизни средневековых людей как религия. Всё средневековье строится на вере в бессмертие души, существование высшей божественной силы, которая управляет земной жизнью людей. Она рождает стремление получить поддержку и помощь высших сил, которую обеспечивает церковная организация и духовенство. Для средневекового человека мир невидимый – такой же реальный, как и видимый окружающий его мир, религиозные обряды такая же часть повседневной жизни, как хозяйственная деятельность, а духовное сословие такая же полноправная часть общества, как дружина, боярство, крестьянство и купечество. Давайте рассмотрим подробнее, что представляла собой церковная жизнь Руси и как христианство повлияло на нравственную, общественную, культурную, сословно-правовую и повседневную жизнь людей на Руси.

В древнерусском государстве после принятия христианства церковь стала играть значительную роль и рано получила фактическую автономию. Уже при Ярославе Мудром митрополитом был утверждён русский ставленник князя Илларион. После отделения Рима в 1054 г. Русь сохранила византийские принципы, принятые при крещении, что повлияло на её культуру, искусство, повседневную жизнь. Стремление русской церкви к самостоятельности поддерживалась князьями, и в свою очередь, Православная церковь Руси стала поддержкой государственной власти. Отличия православия от католицизма заложили основы культурного своеобразия Руси по отношению к Западной Европе.

Особенностью феодального устройства было владение землёй на условиях службы или ренты: земля давалась за военную службу (боярам и дружине) или за повинности (смердам, простым земледельцам). Постепенно возникли зависимые и полузависимые категории населения. Большую роль в раннем средневековом обществе на Руси имела община. Князь долго оставался первым среди равных со своими дружинниками — боярами, а вече дополняло баланс политических сил.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Какие черты свойственны западноевропейскому средневековому городу, а какие – древнерусскому городу? Распределите характеристики по соответствующим группам.

Варианты ответов:

1. Камень – основной строительный материал.

2. Наличие больших дворов, садов, огородов.

3. Преобладание одноэтажных построек.

4. Наличие домов в несколько этажей.

5. Использование дерева в качестве основного строительного материала.

6. Узкие улицы.

7. Наличие стен, окружающих город и ограничивающих его территорию.

8. Отсутствие тротуаров и мощёных улиц.

Правильный ответ:

Западноевропейский город

Древнерусский город

1. Камень – основной строительный материал.

4. Наличие домов в несколько этажей.

6. Узкие улицы.

7. Наличие стен, окружающих город и ограничивающих его территорию.

2. Наличие больших дворов, садов, огородов.

3. Преобладание одноэтажных построек.

5. Использование дерева в качестве основного строительного материала.

8. Отсутствие тротуаров и мощёных улиц.

Задание 2. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями.

Варианты ответов:

А) Посад

1) Центральная укреплённая часть города

Б) Детинец

2) Район города, где проживали ремесленники одной специальности

В) Слобода

3) Отдельные части крупного поселения, города

Г) Конец

4) Торгово-ремесленная часть города вне городской стены

Правильный ответ:

А) Посад

4) Торгово-ремесленная часть города вне городской стены

Б) Детинец

1) Центральная укреплённая часть города

В) Слобода

2) Район города, где проживали ремесленники одной специальности

Г) Конец

3) Отдельные части крупного поселения, города