Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 22
Раздел: Части речи
Тема: Глагол. Формы глаголов
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Познакомить с наукой морфологией, которая изучает части речи; обобщить знания о глаголе, научиться определять число глагола, изменять глагол по числам.
Тезаурус: морфология, части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, единственное, множественное число глагола.
Список литературы:
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что изучает морфология;
Научимся:
- различать части речи;
- выделять глагол;
- определять число глагола.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим иллюстрации. Что в них общее и чем они различаются?
Бегать. Прыгать.
Летать. Играть.
Как видно, на иллюстрации изображены действия предметов: бегать, летать, прыгать, играть.
Сегодня на уроке мы вспомним, какие части речи мы изучили, что такое глагол, какие признаки глагола мы знаем.
Вспомним, что части речи изучает наука морфология. Слово «морфология» образовалось из двух греческих корней: «морфо» — форма; «логос» — учение. У слов языка есть форма, строение. Например, слово «книга» не похоже на слово «читать», которое, в свою очередь, отличается от слова «интересный». Чтобы составить из этих слов предложение, нужно придать каждому слову форму. Читаю интересную книгу! В этом предложении есть смысл.
Морфология как наука изучает различные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное.
Вспомним всё, что мы изучали в 1 и 2 классе о глаголе.
Послушайте рассказ известного молдавского писателя Иона Друцэ про Бобочела.
Бобочел вернулся из школы весь в чернилах и счастливый – дальше некуда.
— Хорошо было сегодня в школе!
— Ну, расскажи.
— Сначала я чуть было не опоздал. Когда наша Жавра добежала до школы, там уже было полно щенят.
Мама отложила все свои дела:
— Ну-ну?
— На первой перемене они играли в жмурки.
— А потом что было?
— На большой перемене была драка! То есть чуть-чуть не дошло до драки!
— И не подрались?
— Нет.
— И чем всё закончилось?
— Да ничем.
— Ну, а выучили они там хоть что-нибудь?
— Как же! Выучили всё, что нужно было.
— Например?
— Вот, например, учили, что такое глагол.
— И что значит глагол?
— Слово, обозначающее действие. Например, бегать, прыгать, играть. Это всё глаголы.
Мама была вне себя от удивления.
— Скажи пожалуйста! Полная деревня щенков, носятся, как угорелые, и никому даже в голову не придёт, что они уже знают, что такое глагол.
Как мы видим из рассказа, Бобочел – герой произведения, наблюдая за своими любимцами щенками, за их игрой, прекрасно понял тему, изучавшуюся на уроке грамматики: глагол – часть речи, обозначающая действие.
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). Самыми частотными глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, стоять, жить, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Итак, подведем итоги.
Глаголы – это слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?
Слова писать, списать, рассказывает, прочитает, гулял, наклеил, будет ждать – это глаголы.
Глаголы могут употребляться в единственном или во множественном числе.
Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета: стучит, поёт, пишет, играет.
Глаголы во множественном числе обозначают признак нескольких предметов: стучат, поют, пишут, играют.
Глаголы изменяются по числам. При изменении числа глагола изменяется его форма.
самолёт летит – самолёты летят
дождь идёт – дожди идут
собака лает – собаки лают
Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.
Разбор заданий
Укажите наиболее полное определение глагола как части речи
- Глаголы – это слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?
- Глаголы – это слова, которые обозначают действие предмета.
- Глаголы – это слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?
- Глаголы – это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?
- Глаголы – это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?
Правильный ответ
- Глаголы – это слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?
Укажите глагол.
- Говорить
- Разговор
- Рассказ
- Сказка
- Книга
Правильный ответ
Говорить
Укажите синоним к глаголу зябнуть.
- Страдать
- Писать
- Мёрзнуть
- Хохотать
- Лепить
Правильный ответ
Мёрзнуть.
Повышенный уровень.
Укажите сочетание слов, в котором глагол употребляется в единственном числе.
- Бежит спортсмен
- Бегут облака
- Бегут дети
- Бегут капли
- Бегут минуты
Правильный ответ
Бежит спортсмен.
Укажите сочетание слов, в котором глагол употребляется во множественном числе.
- Играют котята
- Играет музыка
- Играет девочка
- Играет мальчик
- Играет луч солнца
Правильный ответ
Играют котята.
Укажите глагол, который употреблен в переносном значении.
- Мальчик думает
- Ветер злится
- Девочка поёт
- Трава шуршит
- Солнце светит
Правильный ответ
Ветер злится.