Урок 23. Определение

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 23

Определение

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Определение как второстепенный член предложения.

2. Роль определений в тексте.

Тезаурус

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?», «чей?», чаще всего выражается прилагательным.

Согласованное определение – это определение, которое стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово: зелёная листва, смеющегося мальчика, эти дети, в пятом классе.

Несогласованное определение – это определение, которое может быть выражено именем существительным, наречием или инфинитивом: остановка (какая?)автобуса, мясо (какое?)по-французски, умение (какое?)слушать.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 85-87.

Дополнительная литература:

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117.

2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. //Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 158.

3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с.319-321.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов.// Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 259.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение, как основная единица синтаксиса, не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. В предложениях кроме подлежащего и сказуемого бывают ещё второстепенные члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова. Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.

Урок 23. Определение

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: «какой?», «чей?». Определение присоединяется к членам предложения, выраженным именем существительным. Чаще всего определения выражаются именами прилагательными, но могут быть выражены и другими частями речи. При разборе определения обычно подчёркиваются волнистой линией.

Урок 23. Определение

Определения могут служить изобразительным целям, особенно в художественной литературе. Они могут показать предмет с необычной стороны, более ярко, более красочно.

Сравним два текста. В первом тексте специально убраны все определения.

Урок 23. ОпределениеУрок 23. Определение

Мы видим, что во втором тексте более подробно рассказывается, из какой рощи вышел герой, какими были яблони, про какие кусты идёт речь. Таким образом, мы видим, что наличие определений в художественном тексте делает его красочным, предметы, о которых идёт речь, изображаются более точно.

Также обратите внимание на то, что во втором тексте между определениями не стоит запятой. Это не случайно. Если определение обозначает разные признаки (цвет, размер, форма и т.д.), то между ними не ставится запятая. Например, круглые бледно-зелёные кочаны. В этом примере предмет характеризуется с точки зрения формы и цвета. Это признаки разнородные, поэтому между ними запятая не ставится. Если же определение обозначает один признак, то запятая должна стоять. Например, красные, зелёные яблоки. В этом примере предмет характеризуется с точки зрения цвета, значит надо ставить запятую. Будьте внимательны в предложениях с определениями.

Теоретический материал для углублённого изучения.

Вы, вероятно, заметили, что во втором тексте выделено курсивом слово, которое не является прилагательным: «кочаны капусты». Это тоже определение, хотя и выражено именем существительным.

В русском языке выделяют два типа определений: согласованные и несогласованные. Когда мы говорили о словосочетаниях, то рассматривали три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Согласованное определение – это определение, которое стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово, т.е. связано по типу согласования: круглые кочаны, старые яблони, бурые прутья. Несогласованное определение – это определение, которое связано с главным словом по типу управления или реже примыкания: кочаны (какие?) капусты, кусты (какие?) крыжовника.

В одном предложении могут встречаться согласованные и несогласованные определения.

Урок 23. Определение

Словосочетания с согласованными и несогласованными определениями являются синонимичными, т.е. близкими по значению. Сравните два предложения. Папа купил красивый деревянный стол. – Папа купил красивый стол из дерева. Вы видите, что значение этих предложений одинаково, хотя в первом предложении использованы только согласованные определения, а во втором и согласованное и несогласованное.

Способы выражения определений

Согласованные определения

Прилагательное

Мы поздравили любимую бабушку.

Причастие

(часть речи, которая совмещает признаки прилагательного и глагола)

Я увидел смеющегося мальчика.

Местоимение (кроме её, его, их)

Мы искали этого мальчика.

Числительное

Мы учимся в пятом классе.

Несогласованные определения

Существительное

Администрация перенесла остановку автобуса.

Наречие

Мама приготовила мясо по-французски.

Инфинитив

Она обладает умением слушать.

Местоимения её, его, их

Меня заинтересовал её рассказ.

Фразеологизм

Он клялся ей в любви до гробовой доски.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания элементов

Подчеркните определения в предложении.

Над светлым озером пурпуровой зари вечерний пламень потухает. (И. Никитин)

Разбор задания. Анализируем предложение. Находим подлежащее: пламень. Задаём вопрос: пламень (какой?) вечерний. Это определение, выражено прилагательным. От подлежащего больше нет зависимых слов. Задаём вопрос от сказуемого: потухает (над чем?) над озером, это дополнение. Продолжаем задавать вопросы: над озером (каким?) светлым. Это определение, выражено прилагательным. Над озером (чего?) зари, это дополнение; зари (какой?) пурпуровой. Это определение, выражено прилагательным.

Ответ: Над светлым озером пурпуровой зари вечерний пламень потухает.

Установление соответствий между элементами двух множеств.

Распределите предложения на две группы.

Есть определения

Нет определений

Осень пришла внезапно. В непроглядном мраке выли волки. Под горой журчал ручей. Над цветущим лугом вились пчёлы.

Разбор задания. Анализируем предложения.

Осень пришла внезапно. Находим подлежащее осень. Зависимых слов от подлежащего нет. Находим сказуемое пришла. Задаем вопрос от сказуемого пришла (как?) внезапно. Это обстоятельство. В предложении больше нет слов, значит оно не содержит определений.

В непроглядном мраке выли волки. Находим подлежащее волки. Зависимых слов от подлежащего нет. Задаем вопрос от сказуемого: выли (в чем?) в мраке, это дополнение. Продолжаем задавать вопросы: в мраке (каком?) непроглядном. Это определение.

Под горой журчал ручей. Находим подлежащее ручей. Зависимых слов от подлежащего нет. Задаем вопрос от сказуемого: журчал (под чем?) под горой, это дополнение. В предложении больше нет слов, значит оно не содержит определений.

Над цветущим лугом вились пчёлы. Находим подлежащее пчёлы. Зависимых слов от подлежащего нет. Задаем вопрос от сказуемого: вились (над чем?) над лугом, это дополнение. Продолжаем задавать вопросы: над лугом (каким?) цветущим.

Это определение.

Ответ:

Есть определения

Нет определений

В непроглядном мраке выли волки.

Осень пришла внезапно.

Над цветущим лугом вились пчёлы.

Под горой журчал ручей.