Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 10 класс
Урок №23. Показательные неравенства.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
- простейшие показательные неравенства;
- решение показательных неравенств замена переменной, разложение на множители;
- метод рационализации при решении показательных неравенств;
- метод интервалов при решении показательных неравенств;
- графический метод решения показательных неравенств.
Глоссарий по теме
Показательным называется неравенство, в котором переменная входит только в показатели степеней, при постоянном основании.
Неравенства вида , называются простейшими показательными неравенствами.
Метод рационализации для решения показательных неравенств – переход от неравенства, содержащего показательные выражения, к равносильному рациональному неравенству (или равносильной системе рациональных неравенств).
Основная литература:
Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И. под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 336 с.: ил. – ISBN 978-5-09-025401-4, сс. 216—220, 223-230.
Дополнительная литература:
Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 11 класса: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1995. — 288 с.: ил. — ISBN 5-09-0066565-9, сс. 70-74.
Открытые электронные ресурсы:
https://ege.sdamgia.ru/ — решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам
http://fcior.edu.ru/ — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Теоретический материал для самостоятельного изучения
1. Рассмотрим показательные неравенства.
Показательным называется неравенство, в котором переменная входит только в показатели степеней, при постоянном основании.
Неравенства вида , называются простейшими показательными неравенствами.
В самом простом случае неравенство принимает вид: . Очевидно, что знак неравенства может быть любым (<, >, , ).
Множество решения неравенства будет зависеть и от знака неравенства, и от основания степени, и от значения b.
Так как множество значений показательной функции – множество положительных чисел, то при неравенства: и решений не имеют, независимо от значения основания а. В то же время множеством решения неравенств и является все множество действительных чисел, независимо от значения основания а (см. Рисунок 1).
Рисунок 1 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства при b<0
Теперь рассмотрим случай b>0, a>1.
В том случае, когда основание степени a>1, то при переходе от исходного неравенства к неравенству с показателями знак неравенства не изменяется (см. Рисунки 2 и 3).
Рисунок 2 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства или при b>0, a>1.
Рисунок 3 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства или при b>0, a>1.
Теперь рассмотрим случай b>0, 0<a<1.
В том случае, когда основание степени 0<a<1, то при переходе от исходного неравенства к неравенству с показателями знак неравенства изменяется на противоположный (см. Рисунки 4 и 5).
Рисунок 4 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства или при b>0, 0<a<1.
Рисунок 5 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства илипри b>0, 0<a<1.
Для того чтобы решить простейшее показательное неравенство , нужно число b представить в виде степени числа a.
Рассмотрим пример: .
Представим в виде степени числа 5: .
Теперь перепишем данное неравенство в виде: .
Так как основание степени больше 1, то при переходе к показателям знак неравенства сохраняется, поэтому x>3/7.
Ответ: x>3/7.
Рассмотрим еще один пример: .
Перепишем его в виде
.
Так как основание степени меньше 1, то при переходе к показателям знак неравенства изменяется на противоположный:
,
,
.
Ответ: .
2. Теперь перейдем к решению более сложных показательных неравенств.
2.1) Рассмотрим пример: .
Преобразуем показатель первого слагаемого: .
Теперь в левой части вынесем за скобку общий множитель: .
Разделим обе части неравенства на 4: . Получили простейшее показательное неравенство. Так как основание степени больше 1, то при переходе к показателям знак неравенства сохраняется, получаем: . Решение этого неравенства является полуинтервал (0; 1].
Ответ: (0; 1].
2.2) Рассмотрим еще один пример: .
Заметим, что , поэтому введем новую переменную . Получим вспомогательное неравенство: .
Решим его:
.
Вернемся к исходной переменной:
, .
Так как основание степени меньше 1, то при переходе к показателям знак неравенства изменится на противоположный:
.
Ответ: .
2.3) Рассмотрим еще одной показательное неравенство, которое решается методом замены переменной.
.
Видим, что неравенство зависит от выражения , поэтому введем новую переменную и запишем вспомогательное неравенство: .
Преобразуем полученное неравенство к виду: F(t)<0.
, приведем левую часть к общему знаменателю:
, . Так как , то , поэтому решение полученного неравенства сводится к: , то есть .
Вернемся к исходной переменной: , то есть x<0.
Ответ:
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. .
Решение:
Введем новую переменную .
Запишем вспомогательное неравенство: .
1) Если , то решением неравенства является любое значение t, которое удовлетворяет области определения: .
Решив систему: , получаем: .
2) Если (), возведем обе части неравенства в квадрат:
.
Решим его: ,
,
,
0<t<9.
Учитывая условие , получаем: .
Таким образом, объединяя первый и второй случай, получаем решение иррационального вспомогательного неравенства:
.
Вернемся к исходной переменной:
. Так как всегда, то получаем: .
Учитывая, что основание степени больше 1, получаем:
Ответ: .
2. (x^2+x+1)^((x+5)/(x+2))
Решение:
Используем метод рационализации и перепишем неравенство в виде:
,
.
Получили неравенство: .
Упростим его и решим методом интервалов:
,
.
Запишем ответ: .
Ответ: .