Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 2 класс. Урок № 23

Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Как устно выполнять сложение и вычитание двузначного числа и однозначного на основе разрядного состава двузначного числа?

Глоссарий по теме:

Алгоритм — последовательность действия (шагов)

Задача – это упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.

Выражение – это запись из букв и цифр, соединённых знаками арифметических действий, скобками.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.66, 67.
  2. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.47.
  3. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.54.
  4. Математика. Проверочные работы. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.32

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте научимся решать примеры на сложение с переходом через десяток. Найдём сумму чисел двадцать шесть и семь.

26 + 7 =

Посмотрите на рисунок. В числе 26 – два десятка и шесть единиц. Прибавлять будем семь единиц. Вы помните, что единицы складываются с единицами.

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

К 6 прибавим 7

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Вы уже знаете, что прибавить 7 удобнее по частям так, чтобы после прибавления первой части получить 10. Чтобы получить 10, к 6 надо прибавить 4.Значит, число 7 представим, как сумму чисел 4 и 3. Прибавим сначала 4, а затем ещё 3.

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Два десятка и один десяток – это 3 десятка, или число 30.

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Теперь запишем эти вычисления. 7 – это 4 и 3. К сумме чисел 26 и 4 прибавим 3.

+

10

30 и 3 равно 33.

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Составим алгоритм сложения вида 26 + 7:

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Найдём разность чисел 35 и 7. 35 – 7 =

Посмотрите на рисунок. В числе 35 – 3 десятка, или число 30, и 5 единиц. Вычитать будем 7 единиц. Вы помните, что единицы вычитают из единиц.

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

=

Вы же знаете, что вычитать 7 удобно по частям так, чтобы после вычитания первой части получить круглые десятки. Удобно вычесть сначала 5, а затем ещё 2.

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

=

Значит, число 7 представим, как сумму чисел 5 и 2. Из 35 вычтем 5, получим 30. Потом вычтем ещё 2.

2 вычтем из 10. Осталось 2 десятка, или 20, и 8 единиц. Всего 28.

35 – 7 = (35 – 5) – 2 = 28

(7 – это 5 и 2)

Составим алгоритм вычитания:

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Вывод: Чтобы сложить двузначное число с однозначным с переходом через разряд, надо однозначное число представить суммой удобных слагаемых, одно из которых дополняет двузначное число до круглого, а затем прибавить оставшееся число. Чтобы из двузначного числа вычесть однозначное, надо заменить однозначное число суммой удобных слагаемых так, чтобы при вычитании первой части получился круглый десяток.

Тренировочные задания.

1. Вставьте вместо * знаки сравнения =, >,<

  1. 36 + 7 * 42
  2. 45 – 8 * 37
  3. 64 + 8 * 74

Правильные ответы:

  1. 36 + 7 > 42
  2. 45 – 8 = 37
  3. 64 + 8 < 74

2. Выберите правильный способ нахождения значения каждого из выражений

62 – 4 =

(60+2) – 4 = 60 – 4 – 2 = 54

62 – (2 + 2) = (62 – 2) – 2 = 58

28 + 7 =

28 + (2 + 5) = (28 + 2) + 5 = 35

28 + (7 + 3) = 28 + 10 = 38

Правильные ответы:

62 – 4 =

(60+2) – 4 = 60 – 4 – 2 = 54

62 – (2 + 2) = (62 – 2) – 2 = 58

28 + 7 =

28 + (2 + 5) = (28 + 2) + 5 = 35

28 + (7 + 3) = 28 + 10 = 38

Конспект урока

Математика, 2 класс. Урок № 23

Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Как устно выполнять сложение и вычитание двузначного числа и однозначного на основе разрядного состава двузначного числа?

Глоссарий по теме:

Алгоритм — последовательность действия (шагов)

Задача – это упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.

Выражение – это запись из букв и цифр, соединённых знаками арифметических действий, скобками.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.66, 67.
  2. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.47.
  3. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.54.
  4. Математика. Проверочные работы. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.32

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте научимся решать примеры на сложение с переходом через десяток. Найдём сумму чисел двадцать шесть и семь.

26 + 7 =

Посмотрите на рисунок. В числе 26 – два десятка и шесть единиц. Прибавлять будем семь единиц. Вы помните, что единицы складываются с единицами.

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

К 6 прибавим 7

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Вы уже знаете, что прибавить 7 удобнее по частям так, чтобы после прибавления первой части получить 10. Чтобы получить 10, к 6 надо прибавить 4.Значит, число 7 представим, как сумму чисел 4 и 3. Прибавим сначала 4, а затем ещё 3.

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Два десятка и один десяток – это 3 десятка, или число 30.

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Теперь запишем эти вычисления. 7 – это 4 и 3. К сумме чисел 26 и 4 прибавим 3.

+

10

30 и 3 равно 33.

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Составим алгоритм сложения вида 26 + 7:

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Найдём разность чисел 35 и 7. 35 – 7 =

Посмотрите на рисунок. В числе 35 – 3 десятка, или число 30, и 5 единиц. Вычитать будем 7 единиц. Вы помните, что единицы вычитают из единиц.

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

=

Вы же знаете, что вычитать 7 удобно по частям так, чтобы после вычитания первой части получить круглые десятки. Удобно вычесть сначала 5, а затем ещё 2.

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

=

Значит, число 7 представим, как сумму чисел 5 и 2. Из 35 вычтем 5, получим 30. Потом вычтем ещё 2.

2 вычтем из 10. Осталось 2 десятка, или 20, и 8 единиц. Всего 28.

35 – 7 = (35 – 5) – 2 = 28

(7 – это 5 и 2)

Составим алгоритм вычитания:

Урок 23. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 ‒ 7. Закрепление изученного по теме

Вывод: Чтобы сложить двузначное число с однозначным с переходом через разряд, надо однозначное число представить суммой удобных слагаемых, одно из которых дополняет двузначное число до круглого, а затем прибавить оставшееся число. Чтобы из двузначного числа вычесть однозначное, надо заменить однозначное число суммой удобных слагаемых так, чтобы при вычитании первой части получился круглый десяток.

Тренировочные задания.

1. Вставьте вместо * знаки сравнения =, >,<

  1. 36 + 7 * 42
  2. 45 – 8 * 37
  3. 64 + 8 * 74

Правильные ответы:

  1. 36 + 7 > 42
  2. 45 – 8 = 37
  3. 64 + 8 < 74

2. Выберите правильный способ нахождения значения каждого из выражений

62 – 4 =

(60+2) – 4 = 60 – 4 – 2 = 54

62 – (2 + 2) = (62 – 2) – 2 = 58

28 + 7 =

28 + (2 + 5) = (28 + 2) + 5 = 35

28 + (7 + 3) = 28 + 10 = 38

Правильные ответы:

62 – 4 =

(60+2) – 4 = 60 – 4 – 2 = 54

62 – (2 + 2) = (62 – 2) – 2 = 58

28 + 7 =

28 + (2 + 5) = (28 + 2) + 5 = 35

28 + (7 + 3) = 28 + 10 = 38