Урок 23. Сложение и вычитание значений величин

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 4 класс

Урок №23. Сложение и вычитание значений величин

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Способы сложения и вычитания величин с разными единицами.
  2. Способы преобразования величин.
  3. Действия с величинами.
  4. Алгоритм сложения и вычитания величин с разными единицами.

Глоссарий по теме:

Величина – это то, что можно измерить (длина, ширина, объём и т.д.) и результат представить в виде числа.

Единица измерения – это величина, в которой выражаются другие, однородные с ней величины. Например: метр, литр и др.

Обязательная литературы и дополнительная литература:

1. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2015. – С.67-68

2. Ефимова А. В., Гринштейн М. Р. 214 задач и примеров по математике для 4 класса. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2008. – С.7-10

3. Рудницкая В. Н. Математика: 4 класс. Контрольные и измерительные материалы.– М.: Издательство «Экзамен», 2014. С.19-23.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите выражения и найдите лишнее

5400 — 2300

6 см 8 мм + 40 см

524м 95см +29м 85см

— Лишняя запись: 5400 — 2300

— Почему? (Выражение не содержит величин.)

Какие действия с величинами мы уже умеем выполнять? (Сравниваем, преобразуем, вычитаем, складываем)

— Выполним вычисления.

С первым выражением мы легко справляемся, а вот второе вызвало затруднение. Почему? Первое мы посчитали устно, а второе в уме выполнить трудно.

— Какова же цель нашего урока? (Научиться складывать и вычитать величины, выраженные разными единицами)

Попробуем выполнить сложение письменно. Что для этого нужно сделать? ( Привести к одинаковым единицам)

524 м 95 см = 52 495 см

29 м 85 см = 2 985 м, запишем выражение в столбик и выполним сложение

Урок 23. Сложение и вычитание значений величин

Получаем 55 480 см. Выразим результат в более крупных единицах 55480 см = 554 м 80 см, значит:

524 м 95 см +29 м 85 см = 554 м 80 см

Выполним вычитание

25 т 204 кг – 9 т 975 кг

Переведём величины в одинаковые единицы

25 т 204 кг = 25 204 кг

9 т 975 кг = 9 975 кг

Запишем выражение столбиком

Урок 23. Сложение и вычитание значений величин

Получилось 15 229 кг. Переведём в более крупные единицы 15 229 кг = 15 т 229 кг, значит:

25 т 204 кг – 9 т 975 кг = 15 т 229 кг.

Составим алгоритм письменного сложения и вычитания величин:

  1. Сначала надо привести величины к одной единице;
  2. Сложить или вычесть столбиком, как обычные многозначные числа.
  3. Перевести полученный результат в более крупные единицы.

Вывод 1: Величины с разными единицами складываются и вычитаются как обычные числа.

Попробуем решить ещё один пример:

5ч 23 мин + 12 кг 300 г

Этот пример не имеет решения, так как нужно сложить разные величины

Вывод 2: Выполнять действия можно только с однородными величинами.

Выполним несколько тренировочных заданий:

Решим задачу:

Расстояние между городами А и В — 368км 576м. За два часа автомобиль проехал 214 км 865м. Какое расстояние ему ещё нужно проехать, чтобы добраться до места назначения? Нарисуйте схему к задаче.

Решение: 368 км 576 м

А____________________________В

214км 865м – ?

368 км 576 м – 214 км 865 м = 368 576 – 214 865 = 153 711 (м)

Урок 23. Сложение и вычитание значений величин

Ответ: осталось проехать 153 км 711 м

Запишите вычисления столбиком

12 м 86 см + 3 м 45 см = 16 м 31см

Урок 23. Сложение и вычитание значений величин

5 ч 48 мин + 35 мин = 383 мин = 6 ч 23 мин

Урок 23. Сложение и вычитание значений величин

45 т 275кг – 18 т 130 кг = 27 т 145 кг

Урок 23. Сложение и вычитание значений величин

26 кг 350 г – 24 кг 002 г = 2 кг 348 г

Урок 23. Сложение и вычитание значений величин