Урок 24. Обстоятельство

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 24

Обстоятельство

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Обстоятельство как второстепенный член предложения.
  2. Способы выражения обстоятельств.

Тезаурус

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 88 – 90.

Дополнительная литература:

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117.

2. Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1.// Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 163.

3. Панов М. В. Русский язык. Учебник. – 5 класс.// Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 326 – 328.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов.// Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – 259 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение, как основная единица синтаксиса, не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Кроме подлежащего и сказуемого в предложениях бывают ещё второстепенные члены предложения. Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.

Урок 24. Обстоятельство

Рассмотрим с вами несколько предложений и попробуем их распространить, используя вопросы.

Урок 24. Обстоятельство

Мы видим, что действия в предложениях происходят где-то, когда-то, каким-то образом и при каких-то обстоятельствах. Поэтому рядом с глаголом-сказуемым в предложениях часто находится второстепенный член, который называется обстоятельство.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?». По значению выделяют несколько видов обстоятельств. В пятом классе мы знакомимся с тремя типами: места («где?», «куда?», «откуда?»), времени («когда?», «с каких пор?», «как долго?»), образа действия («как?», «каким образом?»).

Чаще всего обстоятельство присоединяется к сказуемому и выражается наречием или существительным с предлогом.

Вернёмся к нашим предложениям.

Урок 24. Обстоятельство

Вы видите, что в этих предложениях обстоятельства выражены наречиями, но они могут быть выражены существительным в косвенных падежах.

Урок 24. Обстоятельство

Вы скажете, что к слову под дождём можно задать вопрос под чем? И тогда это слово надо подчёркивать как дополнение. Как же отличить обстоятельство от дополнения?

Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Обстоятельство выражает место, время, образ действия.

К обстоятельству можно задать вопрос, на который обычно отвечают наречия (даже несмотря на то, что обстоятельство может быть выражено и другой частью речи). Если к слову можно задать вопрос наречия, то это обстоятельство, если нет дополнение.

Это хорошо видно в следующих предложениях.

Урок 24. Обстоятельство

В первом предложении от сказуемого можно задать два вопроса: где? (смысловой) и в чём? (падежный). Смысловой вопрос в синтаксисе является главным, поэтому перед нами обстоятельство. Во втором примере можно задать только один вопрос: любитель (чего?) лесов. Второй вопрос здесь невозможен. Следовательно, перед нами дополнение.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Виды обстоятельств по значению.

Вид

Вопросы

Примеры

Образ действия

как? каким образом?

Дети громко смеялись.

Меры и степени

как? в какой степени?

Мы устали до изнеможения.

Места

где? куда? откуда7

Все вокруг ликовали.

Времени

когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

Они занимались целый день.

Условия

при каком условии?

При желании каждый может прочитать эту книгу.

Причины

почему? отчего?

Мы не пошли в лес из-за дождя.

Цели

зачем? для чего?

Она приехала подлечиться.

Уступки

несмотря на что? вопреки чему?

Несмотря на усталость, мы с удовольствием поужинали.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Единичный / множественный выбор

Определите, каким членом предложения является слово из разведки в предложении.

Три солдата возвращались из разведки.

дополнение

обстоятельство

Разбор задания: Анализируем предложение. Находим сказуемое и задаём от него вопрос: возвращались откуда? из чего? из разведки. Можно задать два вопроса: смысловой и падежный. Смысловой вопрос для синтаксиса важней, следовательно, перед нами обстоятельство места.

Ответ: обстоятельство

  1. Выделение цветом.

Выделите зелёным цветом обстоятельство. Определите его тип. Выделите верный ответ жёлтым цветом.

Мы прочитали книгу от корки до корки. (место, время, образ действия)

Разбор задания: Находим сказуемое и задаём от него вопрос. Прочитали( как?) от корки до корки. Перед нами обстоятельство, выраженное фразеологизмом. На вопрос «как?», «каким образом?» отвечает обстоятельство образа действия.

Ответ:

Мы прочитали книгу от корки до корки. (место, время, образ действия).