Урок 25. Обобщение по теме «Члены предложения»

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 25

Обобщение по теме «Члены предложения»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Главные и второстепенные члены предложения.
  2. Способы выражения членов предложения.

Тезаурус

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресат действия, орудие действия.

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?», «чей?».

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, образ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С.75-90.

Дополнительная литература:

  1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.113 – 117.
  2. Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.154 – 163.
  3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: «Русское слово», 2008. – с. 316-328.
  4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 259.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слово может рассматриваться как член предложения только в связи с другими словами, т.е. в составе предложения. Членами предложения могут быть только самостоятельные части речи. Служебные части речи членами предложения не являются.

Основной единицей синтаксиса является предложение. Предложение не может быть построено без грамматической основы – главных членов предложения (подлежащего и сказуемого или одного главного члена). И подлежащее, и сказуемое могут быть выражены одним словом или сочетанием слов.

Термины «подлежащее» и «сказуемое» были введены М. В. Ломоносовым. Откуда взялись эти термины? Подлежащее значит «лежащее в основе предложения». Сказуемое – это то, что «сказано о подлежащем».

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?». Обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?». Обычно выражается глаголом, но может быть выражено именем существительным и именем прилагательным.

Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными, то между ними ставится тире.

Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое, то такое предложение называется двусоставным. Если же в предложении только один главный член, то такое предложение называется односоставным.

В предложении, кроме главных, могут быть второстепенные члены предложения. В русском языке существуют следующие второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже.

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: «какой?», «чей?». Обычно выражается прилагательными.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?». Обычно выражается наречиями или именами существительными в косвенных падежах.

Каждый член предложения имеет собственное условное обозначение.

Урок 25. Обобщение по теме «Члены предложения»

Связи между членами предложения мы устанавливаем по вопросам и графически показываем при помощи стрелок от одного члена предложения к другому. Также мы определяем часть речи, которой выражен тот или иной член предложения.

Урок 25. Обобщение по теме «Члены предложения»

Если в предложении есть хоть один второстепенный член, то такое предложение является распространённым. Если в предложении есть только грамматическая основа, то это предложение – нераспространённое.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Определите, в каком случае правильно определена грамматическая основа предложения.

Каждый должен знать правила дорожного движения.

1) каждый должен;

2) должен знать;

3) каждый должен знать;

4) правила знать.

Разбор задания: Анализируем предложение. Находим сказуемое – должен знать. Кто должен знать? Каждый. Следовательно, каждый – это подлежащее, а должен знать – сказуемое. Ответ: каждый должен знать.

  1. Выделите зелёным цветом грамматическую основу, жёлтым – дополнение, голубым – обстоятельство, малиновым – определение.

На шее собаки болтался обрывок толстой верёвки.

Разбор задания: В предложении говорится о том, что болтался обрывок, следовательно, это грамматическая основа – выделяем зелёным. Задаём вопрос от сказуемого: болтался (где?) на шее; это обстоятельство места – выделяем голубым. От слова на шее задаём вопрос (кого?) собаки; это дополнение – выделяем жёлтым. Задаём вопрос от подлежащего. Обрывок (чего?) верёвки; это дополнение – выделяем жёлтым. Верёвки (какой?) толстой; это определение – выделяем малиновым.

Ответ: На шее собаки болтался обрывок толстой верёвки.