Урок 25. Однокоренные слова

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

№ 25

Раздел. Однокоренные слова.

Тема. Однокоренные слова.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, какие слова являются однокоренными, объяснять, почему эти слова являются однокоренными; приводить примеры однокоренных слов

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что изучает морфология;

Научимся:

  • различать части речи;
  • называть особенности;
  • приводить примеры разных частей речи.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим иллюстрации. Что общего и чем различаются?

Урок 25. Однокоренные слова Урок 25. Однокоренные слова Урок 25. Однокоренные слова

Подосиновик Осина Осинник

Как видно, на картинках представлены слова, связанные со словом «осина», осинник – деревья – осины; гриб, который растёт под осиной – подосиновик.

Сегодня на уроке мы узнаем, какие слова являются однокоренными, объяснять, почему эти слова являются однокоренными; приводить примеры однокоренных слов.

Что обозначает слово «однокоренной»? Это слово связано со словом «корень». Причём тут русский язык? – спросите вы.

Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово «корень». Например, если речь идёт о причине чего – то плохого, скажут «корень зла». О серьёзных ошибках – это в корне неправильно. Если что-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке, коренной перестройке. Смотри в корень, или зри в корень – значит, выдели самое главное.

У слов тоже есть самое главное, самое важное – корень. Корень – это главная часть слова, он несёт самый главный смысл. Причём смысл даже не одного слова, а нескольких слов- родственных, или однокоренных слов.

В одном из произведений писателя К. Паустовского описан лесник, который любит «разбирать слова». Вот, например, как он размышлял над словом «родник»: «Родник родит реку, а река льётся-течёт через … всю родину, кормит народ…И все эти слова как бы родня между собой».

Присмотритесь к словам родник, родина, родня. Что у них общее? На этот вопрос есть два правильных ответа. Первый ответ подсказал сам лесник, который собирал слова: у них есть общий, объединяющий смысл. А второй ответ: общая часть –род-. Она и есть корень этих слов.

А какой корень в слове народ ? Школьный словообразовательный словарь отвечает: — народ-. Но по происхождению (вспомним науку этимологию) это слово связано со словом –род-: родити народити народ.

Итак,

В русском языке есть слова-«родственники». Родственными являются слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Его часть живет во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов обязательно есть общая часть, в которой хранится общее значение.

Слова брат, братик, братишка – это родственные слова.

Слова рыба, рыбка, рыбак – это родственные слова.

Слова гриб, грибник, грибок, грибной – это родственные слова.

Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.

Корень слова – это самая главная часть в слове.

В ней заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Корень слова выделяется знаком Урок 25. Однокоренные слова

Лес, лесок, лесной, лесник.

Как найти корень слова?

1. Прочитай слово. Выясни его смысл.

2. Подбери к слову родственные (однокоренные) слова. Помни: они близки по смыслу и имеют общую часть.

3. Сравни родственные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень.

4. Выдели корень знаком

Запомните! Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.

Учительница дала задание подобрать «родню» к слову «уголок». Одна девочка ответила: угол, гол, голыш. Девочка ошиблась. В чём была её ошибка?

Как будто бы все на месте: в каждом слове одинаковое сочетание букв – гол. Да только по смыслу все голы – разные.

Ребята развеселились и стали придумывать такие неродственные слова.

— А кошка не родня кошмару? – кричит один.

— Картон не братец картошке?

— В каких родственных отношениях кости и костюмы?

— А свинец не сыночек свинтуса.

Дети так веселились, что было понятно, что они разгадали секрет корня и однокоренных слов.

Разбор заданий

Укажите верное определение корня слова.

  1. Корень — главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
  2. Корень – это общая часть слова.
  3. Корень – это часть слова у родственных слов.

Правильный ответ

Корень — главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Укажите, какие слова являются однокоренными.

  1. Соль, солонка, солёный.
  2. Сахар, варенье, мёд.
  3. Брюки, юбка, платье.

Правильный ответ

Соль, солонка, солёный.

Укажите, в каком варианте записи слова не являются однокоренными.

1. Месяц, метро, метель.

2. Ветер, ветерок, ветрище.

3. Вода, водный, водичка.

4. Зверь, зверёк, зверюшка.

Правильный ответ

Месяц, метро, метель.

Повышенный уровень

Укажите, в каком варианте пара однокоренных слов записана верно.

  1. Лето – летний
  2. Лето – летать
  3. Летать – летний
  4. Лето – жара
  5. Летать – плыть

Правильный ответ

Лето-летний.

Прочитайте предложения. Укажите, какие слова будут являться однокоренными.

Проблесковый маяк мигнул и погас. Белые ночи полны бесцветного блеска.

Правильный ответ

Проблесковый, блеск.