Урок 26. Логарифмическая функция

Поделиться:
Конспект урока

Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

Урок № 26. Логарифмическая функция.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1) Понятие логарифмической функции

2) Свойства логарифмической функции

3) График логарифмической функции

Глоссарий по теме

Логарифмическая функция. Функция вида Урок 26. Логарифмическая функция, где a – заданное число, a > 0, a ≠ 1.

Свойства логарифмической функции:

1. Область определения – множество всех положительных чисел. Урок 26. Логарифмическая функция

2. Множество значений логарифмической функции – множество всех действительных чисел. Урок 26. Логарифмическая функция

3. Неограниченная функция.

4. Возрастающая, если a > 1, и убывающая, если 0 < a < 1.

5. Нули функции: х = 1 (т. к. Урок 26. Логарифмическая функция)

6. Промежутки знакопостоянства Урок 26. Логарифмическая функция и Урок 26. Логарифмическая функция.

Если a > 0, то функция принимает положительные значение при х > 1, отрицательные при 0 < x < 1.

Если 0 < a < 1, функция принимает положительные значение при 0 < х < 1, отрицательные при x > 1.

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Фёдорова Н.Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. – М.: Просвещение, 2014.–384с.

Открытые электронные ресурсы:

http://fipi.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В математике и других науках достаточно часто встречаются функции, содержащие логарифм.

Функцию вида Урок 26. Логарифмическая функция, где a – заданное число, a > 0, a ≠ 1 называют логарифмической функцией.

Свойства логарифмической функции:

1. Область определения – множество всех положительных чисел. Урок 26. Логарифмическая функция. Это следует из определения логарифма (т. к. логарифм существует только положительного числа!)

2. Множество значений логарифмической функции – множество всех действительных чисел. Урок 26. Логарифмическая функция

3. Неограниченная функция. (Следует напрямую из 2 свойства.)

4. Возрастающая, если a > 1, и убывающая, если Урок 26. Логарифмическая функция.

Докажем возрастание по определению возрастающей функции, если Урок 26. Логарифмическая функция, то Урок 26. Логарифмическая функция.

Пусть Урок 26. Логарифмическая функция.

По основному логарифмическому тождеству Урок 26. Логарифмическая функция cследовательно Урок 26. Логарифмическая функция. По свойству степеней с одинаковым основанием, большим 1 имеем: Урок 26. Логарифмическая функция. Т. е. большему значению аргумента соответствует большее значение функции, следовательно, функция возрастающая. Аналогично доказывается убывание функции при основании Урок 26. Логарифмическая функция.

Из этого свойства следуют два важных утверждения:

Если a > 0 и Урок 26. Логарифмическая функция

Если 0 < a < 1 и Урок 26. Логарифмическая функция Урок 26. Логарифмическая функция Урок 26. Логарифмическая функция

5. Нули функции: х = 1 (т. к. Урок 26. Логарифмическая функция)

6. Промежутки знакопостоянства Урок 26. Логарифмическая функция и Урок 26. Логарифмическая функция.

Если a > 0, то функция принимает положительные значение при х > 1, отрицательные при 0 < x < 1.

Если 0 < a < 1, функция принимает положительные значение при 0 < х < 1, отрицательные при x > 1.

Из рассмотренных свойств логарифмической функции следует, что ее график располагается правее оси Оу, обязательно проходит через точку (1; 0) и имеет вид: если основание больше 1 (график №1) и если основание больше нуля, но меньше 1 (график №2).

Урок 26. Логарифмическая функцияУрок 26. Логарифмическая функция

Отметим, если Урок 26. Логарифмическая функция

Докажем это утверждение.

Предположим, что Урок 26. Логарифмическая функция, например, Урок 26. Логарифмическая функция. Тогда если основание Урок 26. Логарифмическая функция, в силу возрастания функции Урок 26. Логарифмическая функция. Противоречие с условием задачи. Если Урок 26. Логарифмическая функция, тогда функция убывающая и Урок 26. Логарифмическая функция. Тоже противоречие с условием задачи, что Урок 26. Логарифмическая функция. Следовательно, Урок 26. Логарифмическая функция.

Это свойство применяется при решении уравнений.

Задача 1.

Решить уравнение: Урок 26. Логарифмическая функция

Слева и справа логарифмы по одинаковым основаниям, значит при условии, что Урок 26. Логарифмическая функция(иначе логарифмы не существуют) приравниваем выражения под логарифмами:Урок 26. Логарифмическая функция

Ответ: Урок 26. Логарифмическая функция.

Особенности графиков логарифмической функции с разными основаниями.

Построим в одной системе координат графики функций Урок 26. Логарифмическая функция; Урок 26. Логарифмическая функция

Урок 26. Логарифмическая функция

Видно, что чем больше основание, тем ближе к осям координат расположен график. Обратите внимание: все графики проходят через точку (1; 0).

В другой системе координат построим графики функций с основаниями от 0 до Урок 26. Логарифмическая функция Урок 26. Логарифмическая функция

Урок 26. Логарифмическая функция

Видно, что в этом случае график приближается к осям координат при уменьшении основания. Но все так же есть общая точка (1; 0).

1. Если функция возрастающая (a > 1), при увеличении основания график приближается к осям координат.

2. Если функция убывающая Урок 26. Логарифмическая функция, при уменьшении основания график приближается к осям координат.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

№1. Найдите область определения функции: Урок 26. Логарифмическая функция

Решение.

Для функции Урок 26. Логарифмическая функция область определения все положительные числа, т. е. Урок 26. Логарифмическая функция

В данной функции Урок 26. Логарифмическая функция под логарифмом выражение, которое также должно быть больше нуля.

Урок 26. Логарифмическая функция.

Ответ: Урок 26. Логарифмическая функция

№2 Найдите наибольшее значение функции на данном промежутке

Урок 26. Логарифмическая функция

Решение:

Рассмотрим функцию Урок 26. Логарифмическая функция. Это убывающая функция, т.к. основание меньше 1. Если функция убывает, то большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции. Значит наибольшее значение функции будет при Урок 26. Логарифмическая функция, а наименьшее – при Урок 26. Логарифмическая функция.

Урок 26. Логарифмическая функция.

Ответ: 2.